Гостиница – это сложный комплекс. К разработке ее проекта необходим особый подход. Проектировщикам необходимо разрабатывать планировочные решения не только номерного фонда, но и вспомогательных и подсобных помещений, которые нужны для функционирования и обслуживания отеля.
Проектирование гостиниц представляет собой процесс, в ходе реализации которого учитываются строительные, санитарные, экологические, противопожарные нормативы, прописанные в действующем российском законодательстве. Для того, чтобы создать гармоничное пространство, необходимо разрабатывать решения по внешнему виду и отделке фасада, благоустройству прилегающей территории, а также создавать особые планировочные схемы общественных помещений отеля.
Понятие общественных помещений в гостинице
В структуру общественной части зданий гостиницы входят:
- помещения подразделений общественного питания,
- вестибюль,
- помещения культурно-массового назначения,
- помещения сферы бытового обслуживания,
- помещения спортивно-оздоровительного комплекса.
Состав и объем каждой из перечисленных групп помещений зависит от назначения, вместимости и разряда гостиницы.
Как правило, центральное общественное помещение – это вестибюль, вокруг которого расположены все остальные помещения. При этом административные подразделения удобно размещать сразу с двух сторон коридора.
Комплексы общественного питания могут составить анфиладную композицию. То есть, бар, залы ресторана, кухня, подсобные помещения будут располагаться одно за другим.
Если в здании гостиницы предусмотрен большой зал (например, для проведения конференций), занимающий целый этаж, то можно говорить и о зальной композиции. Размещение жилых номеров - с одной или с двух сторон коридора.
Помещения нужно размещать с учетом функциональных процессов и схем перемещения людей в здании. Разные группы помещений должны быть связаны между собой за счет внутренних, входных и выходных потоков.
Основной поток постояльцев, будет направляться через лавный вход к стойке reception, а потом к лифту (при его наличии) или к лестнице и в номера. Во время отъезда данный поток будет иметь противоположное направление. Следует учесть, что поток гостей также будет перемещаться с жилых этажей к помещениям питания, бытового, развлекательного и спортивно-оздоровительного назначения. Кроме перемещения проживающих в гостинице осуществляется и движение служащих.
Общественные помещения в гостинице также могут располагаться и в подвальных, цокольных или надземных этажах здания. Высота этажа, где размещены помещения, должна определяться в соответствии с их назначением и предъявляемыми требованиями.
Важные моменты в проектировании гостиниц и в планировке общественных помещений
Маршруты передвижения гостей и персонала не должны пересекаться, то есть, лифт для сотрудников и подсобные помещения необходимо расположить в той зоне, где не появляются постояльцы.
В соответствии с установленными нормами строительства и проектирования гостиничных предприятий, в отеле должно иметь место зонирование.
Целесообразно подумать и о том, чем можно будет заполнить свободное время постояльцев. Для этого в гостиницах создаются такие общественные места развлечений, как бильярдная, кафе-бар, бассейн, сауна и пр. данная политика не просто улучшит имидж отеля, но и поможет бизнесу приносить более высокий доход, ведь такие услуги, как правило, предоставляются за дополнительную плату.
Важным моментом является и продуманность внешней инфраструктуры, то есть, потребуется:
- оборудовать собственную парковку для постояльцев. Машины персонала следует ставить в отдельной зоне. Например, парковку можно разделить на зоны «для гостей» и «для персонала». Также стоит озаботиться и ремонтом подъездных путей. Некоторые клиенты приезжают на своих собственных автомобилях, некоторые – на такси. Но у них у всех должна иметься возможность спокойно выгрузить или, наоборот, загрузить свой багаж в машину. Если гостиница расположена рядом с оживленной трассой, то в ней могут остановиться и водители большегрузный машин, а значит, для стоянки фур, их беспроблемного проезда и выезда потребуется выделить большую площадку;
- оборудовать пригостиничную территорию – на ней может быть разбит парк, в котором будут проложены аллеи, а также организованы места для отдыха постояльцев на свежем воздухе.
В процессе проектирования отелей обязательно нужно обеспечить безопасность для всех, кто там останавливается или работает. Общественные помещения обязательно должны быть оснащены системами пожаротушения и видеонаблюдения. Администрация должны быть в курсе того, что происходит на территории отеля и прилегающей к нему территории. Это позволит предотвратить возникновение многих проблем.
Группа помещений предприятий общественного питания
Данная группа содержит:
- входную подгруппу,
- подгруппу торговых помещений,
- подгруппу производственных помещений,
- пищеблок,
- бытовые помещения, предназначенные для персонала и администрации,
- складские помещения.
Композиционное ядро данной группы – это залы ресторанов, которые должны быть расположены не выше второго-третьего этажа, а в идеале – на первом. В них должна быть выделена площадка для танцев. В залах свыше 400 квадратных метров целесообразно озаботиться расчленением пространства на отдельные отсеки с мебелью и цветочницами. На верхних этажах жилой части отеля могут быть распложены кафе-мороженое, кафе-кондитерские, пекарни, бары и пр.
В гостиницах также могут быть предусмотрены столовые и буфеты для персонала. Рассчитываются они, исходя из минимальной посадки в 30 % от числа сотрудников наибольшей смены в столовых и в 2% - в буфетах.
Рестораны и кафе-закусочные, которые располагаются при гостиницах, рассчитываются также и на жителей населенного пункта. Здесь должны присутствовать раздельные наружные входы и вестибюли, гардеробы и санузлы.
Таким образом, грамотная планировка и проектирование общественных зон – это один из элементов успешного ведения деятельности всего отеля.