Состав населения, его плотность
Демографы считают, что к концу $2016$ года численность населения Китая увеличится и составит $1,382$ млрд. человек. Ежедневный ожидаемый прирост населения в текущем году будет $20 156 $ человек.
Китай относится к многонациональным государствам. Центральное правительство страны подтверждает, что на территории проживает $56$ национальностей, имеющих разный численный состав, а самой большой является национальность хань. Ханьцы проживают на северо-востоке Китая, а также в бассейнах Хуанхэ, Янцзы, Чжуцзян. Национальные меньшинства – это остальные национальности – расселяются на окраинных территориях Северо-Восточного, Северного, Северо-Западного и Юго-Западного Китая.
Самой пёстрой по национальному составу является провинция Юньнань. На её территории проживает более $20$ национальностей. Среди них есть и русские, переселившиеся в Китай в начале $XVIII$ века. Численность русских по данным переписи $2000$ года составляла $15$ тыс. $600$ человек. Говорят они на русском языке, но в общении используют китайский язык и китайскую письменность. Большинство русских исповедуют православие, и большое внимание уделяют культурному воспитанию. Компактно русские проживают в сельской местности, создавая собственные поселения. Занимаются земледелием, скотоводством, бортничеством, садоводством. В городах проживают в основном русские интеллигенты – учителя, врачи, технологи.
Курс Китая, взятый на построение социализма, предполагает, что земля и её недра, а также промышленные предприятия являются народными и только небольшая часть принадлежит частным владельцам. Это говорит о том, что для страны будут нехарактерны крупные собственники.
Классовый состав представляют крестьяне, рабочие, торговцы, интеллигенция. К трудоспособному населению относится более $700$ млн. человек, $2/5$ из которых составляет молодежь. На долю мужчин приходится $51,2$ % и $48,2$ % на долю женщин. Размещается население по территории страны неравномерно. Основная часть населения – $90$ % – сосредоточена в районе от города Хэйхэна до города Тэнчун. Размещается это население на площади, которая составляет $1/3$ часть всей страны. Здесь средняя плотность $170$ чел. на кв км. Западная часть страны большая по площади имеет низкую плотность населения – несколько чел. на кв км. Очень плотно заселены равнины по течению Янцзы, здесь плотность населения местами составляет $ 600$-$800$ чел. на кв км.
Но, все-таки, основная доля населения – $75$ % – проживает в сельской местности, китайская деревня перенаселена. Избыточной является примерно $1/3$ часть всех рабочих семей, а это более $230$ млн. человек.
В общем, в сельском хозяйстве страны занято $400$ млн. человек. Низкий в прошлом, уровень урбанизации в стране начал расти после $1949$ года, появляются новые промышленные центры. Сегодня в стране очень много городов миллионеров, их насчитывается больше $30$, среди них Пекин, Шанхай, Шеньян, Гуаньчжоу, Ухань, Харбин, Циндао и другие, а по количеству горожан Китай занимает первое место в мире.
Язык и письменность
Собственно китайское население имеет свой язык и свою письменность. Официальным языком страны является китайский язык, т.е. язык ханьцев, он же один из пяти рабочих языков ООН. Ханьский язык имеет $7$ крупных диалектов и более $100$ видов местного наречия. Этот язык используют только хуэйцы и маньчжуры, остальные национальные меньшинства, а их $53$ – имеют свои языки. Как правило, одна национальность использует один язык, но, в Китае есть национальности, использующие несколько языков. В стране, в общем, насчитывается $72$ вида национальных языков.
Языки национальных меньшинств относятся к нескольким языковым группам:
- Китайско-тибетская языковая группа;
- Алтайская группа;
- Южно-азиатская группа;
- Южно-островная группа;
- Индо-европейская группа.
Принадлежность корейского и цзиньского языков ещё не определена. Язык и письменность национальных меньшинств используются не только в судопроизводстве, но и широко применяются в административной и образовательной сферах, а также в политической и общественной жизни государства. На таких важных мероприятиях как Всекитайский съезд КПК, сессии ВСНП все документы предоставляются на монгольском, тибетском, уйгурском, казахском, корейском, ийском, чжуанском языках или предлагается устный синхронный перевод на эти языки. Свою письменность имеют $12$ национальностей – это монголы, тибетцы, уйгуры, казахи, киргизы, корейцы, итяне, дайцы, лахутцы, цзинботяне, сиботяне, русские.
Например, исповедующие христианство лисуанцы и протестанты из вайцев, проживающие в Юньнани, пользуются латинской письменностью, дайцы используют $4$ вида дайского языка.
Сегодня разработаны государственные стандарты для письменностей монголов, тибетцев, уйгуров, ийцев. Стандарты включают набор кодовых знаков, шрифты и клавиатуры. Для операционной системы Windows создано программное обеспечение на монгольском, тибетском, уйгурском, корейском языках и лазерная верстка текстов. На национальных языках создаются сегодня всё новые виды продукции прикладного программного обеспечения.
Национальная политика
Государство проводит национальную политику, основными принципами которой являются равенство, сплоченность, взаимопомощь, совместное процветание всех народностей. Это очень важно, потому что китайские национальности не были сплочены и воевали друг с другом. Национальный вопрос в любой стране, и в Китае в частности, играет важную роль.
Для этого есть свои причины:
- Национальные меньшинства имеют очень большую численность, игнорировать их проблемы и интересы невозможно;
- Районы, где проживают национальные меньшинства, составляют $64$ % площади страны, богатых природными ресурсами;
- Национальные районы имеют особое стратегическое значение, потому что большая часть сухопутных границ страны находится именно в этих районах;
- В течение длительного времени национальные районы были самыми отсталыми в экономическом отношении и сегодня этот разрыв значителен, что сказывается на развитии всего государства;
- Любая национальная проблема и этнический конфликт несут в себе угрозу миру и стабильности страны.
На протяжении многих веков Китай создавал свою национальную политику, суть которой заключалась в том, чтобы присоединить территории, населенные совсем не китайскими народами. Официальная идеология включения новых земель объяснялась помощью этнической периферии или наказанием за нарушение вассальных обязанностей. Политическая доктрина Китая ещё в первом тысячелетии включала идеи полиэтнического, многонационального государства, в котором проживают и ханьцы и «варвары». Такая практика управления некитайцами хорошо вписалась в национальную политику правительства КНР.
Принцип федеративности и самоопределения наций поддерживался ещё до $1949$ года. Власти признавали, что из состава Китая может выйти любая неханьская национальность. Позже, с образованием Китайской Народной Республики, от этой идеи отказались, дабы обеспечить территориальную целостность страны. В основу решения национального вопроса была положена районная национальная автономия, которая осуществлялась в местах проживания национальных меньшинств. Районные автономные территории находились под единым руководством государства, но с созданием органов самоуправления. Автономия исключала всякий выход из состава Китая. В $1984$ г. вторая сессия ВСНП $6$-го созыва приняла «Закон о национальной районной автономии». Для претворения в жизнь политики районной национальной автономии этот закон составляет правовую базу.
На территории Китая существует 5 автономных территорий:
- Внутренняя Монголия;
- Синьцзян-Уйгурская автономия;
- Гуанси-Чжуанская автономия;
- Нинся-Хуэйская автономия;
- Тибетская автономия.
Кроме этих автономных районов, есть $30$ автономных округов, $120$ автономных уездов и более $1100$ национальных волостей. Национальные меньшинства, проживающие в автономных областях, распоряжаются внутренними делами своего района, а со стороны центрального правительства получают финансовую и материальную помощь для экономического и культурного развития.
Широкие права на автономию предполагают:
- Определение порядка и правил самоуправления;
- Разработка положений по вопросам экономических, политических, культурных особенностей своего района;
- Распоряжение финансовыми доходами района национальной автономии;
- Управление экономическим строительством, образованием, наукой, культурой, здравоохранением, физкультурой и спортом;
- Охрана и восстановление национального культурного наследия;
- Развитие и содействие процветанию национальной культуры.