Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Мы уже называли географию одной из классических наук, и в этом определении, разумеется, нет
ничего ошибочного. Однако если исходить из ее структуры, то она представляет собой сложную,
разветвленную систему (комплекс) наук и научных направлений . Изучением этой системы
(комплекса) географы занимаются уже давно, но полного единства взглядов до сих пор достигнуть
не удалось. В значительной мере потому, что для своих построений Б.Н. Семевский, В.С. Жекулин,
Л.С.Абрамов (рис. 6) и многие другие авторы принимали разные целевые установки и подходы.
Рис. 6. Функционально-объектная схема географических наук (по Л. С. Абрамову)
Попытавшись сделать какое-то обобщение, в своей книге «Географическая культура» я предложил
исходить из того, что все здание географической науки имеет как бы четыре «этажа» .
Соответственно первый «этаж» этого здания занимают науки, образующие как бы его
фундамент. Здесь речь идет в первую очередь о теоретической географии , которую по ее
функциям можно сравнить с теоретической физикой, теоретической биологией и т. д. (В
литературе вы встретите также упоминание о метагеографии , которая, по мнению Ю.Г.
Саушкина, должна специально рассматривать место географии в системе наук и изучать ее
структуру; но сторонников этой идеи оказалось не так уж много.) На первом «этаже» мы
расположим также историю географии , изучающую развитие географической мысли.
Второй «этаж» занимают те науки, которые нередко именуют стволовыми. Без всякого сомнения
это в первую очередь физико (природно)-географические и экономико
(общественно)-географические науки . Представляется также, что к этой категории можно
отнести картографию – науку об исследовании явлений природы и общества посредством
картографических изображений, которая зародилась вместе с самой географией и прошла с ней
длительный путь развития. На втором «этаже» поместим и страноведение , но не отраслевое
(физико– или экономико-географическое), а комплексное , главная задача которого состоит в
создании целостных характеристик различных территорий, и прежде всего стран и районов. При
этом обращаю ваше внимание на написанную для учителей географии книгу Я.Г. Машбица
«Основы страноведения», где вы найдете всестороннюю характеристику комплексного
страноведения.
Если мы теперь поднимемся на третий «этаж» , то встретим там те науки, которые образовались в
основном в процессе членения, дробления четырех «стволовых» ветвей. Ученые называют их
по-разному – отраслевыми, частными, дочерними, специальными. Здесь имеются в виду такие ее
отраслевые науки, как геоморфология, климатология, гидрология, океанология, гляицология,
география почв, биогеография. Об отраслевых науках в составе СЭГ мы далее будем говорить
подробнее. Все они обладают поисковыми функциями и занимаются приращением нового
знания. Но им присущи и информационные функции, а также разработка «своих» теоретических
вопросов.
Наконец, на четвертом «этаже» располагаются те науки и научные направления, которые
принято называть пограничными или стыковыми . Они возникли на рубежах, стыках географии с
другими как общественными, так и естественными науками. И в этом нет ничего удивительного,
поскольку пограничность, стыковость – явление очень характерное для всей современной науки.
Вы, очевидно, слышали о таких «гибридных» отраслях знаний как биохимия, геофизика,
астрофизика, нейрокибернетика, молекулярная биология и др. Так что отражение стыковости в
структуре географической науки также вполне закономерно.
А теперь давайте обратимся непосредственно к структуре социально-экономической географии
как второй «стволовой ветви» в системе географических наук. Эта структура представлена в
таблице 1.
Таблица 1
Подсистема социально-экономической географии
Открывает таблицу 1 общая СЭГ, которая включает два ее раздела. Это в первую очередь теория
СЭГ, являющаяся частью теоретической географии и рассматривающая ее теорию, методологию и
методику – закономерности, учения, теории, концепции, гипотезы, общие понятия,
терминологический аппарат, подходы и методы исследования. После первой лекции вы должны
уже хорошо представлять себе, что основы отечественной теории СЭГ были заложены Н.Н.
Баранским, Н.Н. Колосовским, И.А. Витвером, Ю.Г. Саушкиным, И.М. Маергойзом и их
многочисленными учениками и последователями. С историей СЭГ мы тоже кратко
познакомились на той же лекции.
Далее в таблице 1 следует большая группа наук и научных направлений,
формирующих о т р а с л е в у ю с о ц и а л ь н о – э к о н о м и ч е с к у ю г е о г р а ф и ю.
Во-первых, это география населения , которая стала формироваться в СССР еще до войны, но в
структуре СЭГ долго занимала подчиненное место, что вызвало резкую критику со стороны Н.Н.
Баранского. Достаточно вспомнить его крылатую фразу: «Человека забыли!!!» Но затем это
научное направление стало развиваться так быстро, что занято в системе СЭГ лидирующие
позиции. Более того, некоторые ученые даже предлагают выделить географию населения из
состава СЭГ в самостоятельную отраслевую науку. Но мы все-таки с этим не согласимся и дадим ей
такое определение:
География населения представляет собой ветвь социально-экономической географии,
изучающую структуру, размещение и территориальную организацию населения. Она
устанавливает закономерности, прежде всего пространственные, которые определяют развитие
и динамику всех этих черт населения.
В составе географии населения обычно различают географию городов (геоурбанистику ),
сельских поселений, миграций, трудовых ресурсов и др. Она также тесно связана с демографией
(геодемография ) и этнологией (этногеография ). А из тех географов, которые внесли особенно
большой вклад в ее развитие, назовем Н.Н. Баранского, Ю.Г. Саушкина, В.В. Покшишевского, И.М.
Маергойза, Р.М. Кабо, О.А. Константинова, Г.М. Лаппо, Е.Н. Перцика, Б.С. Хорева.
Во-вторых, это г е о г р а ф и я м а т е р и а л ь н о г о п р о и з в о д с т в а, включающая целый
ряд подотраслей, среди которых главные – география промышленности, география сельского
хозяйства и география транспорта.
География промышленности изучает территориальную структуру промышленного производства,
объективные закономерности и специфические особенности развития и размещения
промышленности в целом, по группам отраслей, отдельным отраслям и промышленным районам.
Из отечественных географов наиболее весомый вклад в ее развитие внесли такие представители
школы Баранского (и Московского университета), как И.М. Маергойз, П.Н. Степанов, А.Т. Хрущев,
Н.В. Алисов.
География сельского хозяйства , которую в последнее время стали называть также
агрогеографией , изучает закономерности и особенности территориальной дифференциации и
организации сельскохозяйственного производства, факторы его размещения, условия и
специфику развития в отдельных странах и районах. Конечно, агрогеографией занимаются и
представители сельскохозяйственной науки. Еще со школы вы знаете о работах нашего великого
ученого Н.И. Вавилова (который, кстати, в 30-х гг. ХХ в. стоял и во главе Всесоюзного
географического общества) по установлению мировых центров происхождения культурных
растений. Но в рамках СЭГ отечественную научную школу агрогеографов создал и долго
возглавлял еще один представитель Московского университета – А.Н. Ракитников, ученики
которого и ныне развивают его идеи.
География транспорта изучает территориальную структуру транспорта, объективные
закономерности и специфические особенности его размещения, степень транспортной
освоенности территории, формирование транспортных сетей и систем, грузо– и
пассижиропотоков, занимается районированием этой отрасли. Создателем отечественной
научной школы географии транспорта принято считать Н.Н. Колосовского. После его смерти
работу в этой области продолжили И.В. Никольский, Л.И. Василевский, С.Б. Шликтер.
В-третьих, это г е о г р а ф и я н е п р о и з в о д с т в е н н о й с ф е р ы, которая в структуре СЭГ
появилась не так давно и находится еще в стадии становления. В эту группу входят география
сферы обслуживания (в том числе и образования), география науки, география культуры и
некоторых других отраслей знания. Из них география сферы обслуживания зародилась еще во
второй половине 60-х гг. ХХ в. Она изучает территориальные различия потребностей населения в
различных видах услуг, уровень их удовлетворения и территориальную организацию «индустрии
услуг». В 70-х гг. в СССР зародилась география науки – как интеллектуальной человеческой
деятельности, направленной на производство нового знания. Добавлю, что в некоторых учебных
пособиях вы встретите упоминание о географии торговли, географии связи и о таких
«новомодных» направлениях как география физической культуры и спорта, география
преступности, наркомании и т. п., но давайте пока отнесемся к ним с некоторой осторожностью.
В-четвертых, это г е о г р а ф и я п р и р о д н ы х р е с у р с о в (или географическое
ресурсоведени е) – еще одно научное направление в СЭГ, которое возникло в 60-х гг. ХХ в. Но к
настоящему времени оно достигло вполне высокого уровня развития. Географическое
ресурсоведение изучает географию отдельных видов природных ресурсов и их сочетаний, пути
рационального использования ресурсов, участвует в их экономической оценке, занимается
прогнозированием состояния ресурсной базы. В формировании этого направления СЭГ особенно
велики заслуги А.А. Минца, В.С. Преображенского, И.В. Комара и других представителей Института
географии РАН, о работах которых вы еще не раз услышите.
В-пятых, это р е к р е а ц и о н н а я г е о г р а ф и я (или география отдыха и туризма ), которая
сформировалась в конце 60-х гг. Она изучает рекреационную деятельность, рассматривает
рекреационные ресурсы, рекреационные районы, рекреационные системы, а также географию
внутреннего и международного туризма. В нашей стране к числу главных «разработчиков»
рекреационной географии можно отнести В.С. Преображенского, Ю.А. Веденина, Н.С. Мироненко.
В дополнение к сказанному нельзя не отметить, что хотя географию природных ресурсов и
рекреационную географию, которые тесно связаны с потребностями человека, общества, обычно
включают в состав СЭГ, фактически они находятся на ее стыке с физической географией. Многие
физико-географы также плодотворно работают в этих сферах знания.
Далее в таблице 1
следует р е г и о н а л ь н а я с о ц и а л ь н о – э к о н о м и ч е с к а я г е о г р а ф и я. Это вполне
закономерно, поскольку в географии наряду с общим и отраслевым подходами существует и
подход региональной, для нашей науки особенно специфический и важный. Региональную СЭГ
можно рассматривать при более или менее дробном подразделении географического
пространства. Таблица 1 отражает самую генерализованную схему, выделяя только Россию с
другими странами СНГ и остальные зарубежные страны. Изучать их вы будете на четвертом и
пятом курсах, занимаясь социально-экономической географией России, СНГ и стран дальнего
зарубежья. А здесь хотелось бы затронуть только вопрос об обеспеченности этих курсов
литературой.
В Советском Союзе географическая литература издавалась в огромных количествах, причем и
научная, и научно-популярная, и страноведческая, и учебная, и справочная, и краеведческая.
Выходили не только отдельные книги, но и целые серии книг. В качестве примера могу привести
серию «У карты мира» и тем более 20-томную географо-этнографическую серию «Страны и
народы», которой вполне можно пользоваться и теперь. К сожалению, в России в кризисные 90-е
гг. географическая литература почти перестала издаваться, поскольку перестали существовать
главные издательства, которые ее выпускали, – «Мысль», «Прогресс», «Экономика», Политиздат.
К тому же резко возрос интерес к литературе по финансам, менеджменту, экономике, праву,
социологии, культурологии и т. д. В последние годы, правда, экономико-географической
литературы по России и зарубежным странам стало несколько больше. Но выборочно вам
придется пользоваться и более старыми изданиями, поскольку среди новых аналогов им нет.
Теперь обратимся к последней части таблицы 1, в которой
представлены п о г р а н и ч н ы е, с т ы к о в ы е н а п р а в л е н и я СЭГ.
Начнем с политической географии , возникшей на стыке СЭГ и политологии. Оформление ее в
качестве самостоятельного научного направления произошло еще в конце XIX – начале ХХ в.
(Вспомните о том, что мы говорили о Ф. Ратцеле.) Затем развитие ее продолжалось и на Западе, и
в СССР, особенно благодаря работам Н.Н. Баранского, И.А. Витвера, И.М. Маергойза. С конца 70-х
гг. ХХ в. в этой сфере знаний наблюдается новый подъем, и я мог бы назвать много фамилий
западных и российских (В.А. Колосов, Н.С. Мироненко, Я.Г. Машбиц, С.Б. Лавров)
экономико-географов, которые способствовали этому продвижению вперед.
Существует немало разных определений политической географии. Воспользуемся самым кратким
из них:
Политическая география – это наука о территориальной дифференциации политических
явлений и процессов.
Внутренняя структура политической географии в последнее время тоже усложнилась. Главное
место в ней занимает политико-географическое страноведени е, которое занимается изучением:
1) особенностей политического и государственного строя, форм правления и
административно-территориального деления стран; 2) формирования государственной
территории, ее политико-географического положения и границ; 3) социально-классового,
национального, религиозного состава населения и взаимоотношений между этими социальными
группами; 4) расстановки партийно-политических сил, включая политические партии,
общественные организации и др.; 5) проведения предвыборных кампаний и самих выборов в
государственные, местные, а также межгосударственные органы власти. Это направление
получило наименования электоральной (от англ. election – выборы) географии .
Фактически параллельно с политической географией развивается геополитология , которая
зародилась на Западе на рубеже XIX и ХХ вв. (вспомните геополитические концепции Ф. Ратцеля и
Х. Маккиндера). И эти концепции, и концепции, возникшие в межвоенный период в фашистской
Германии (К. Хаусхофер), и послевоенные концепции периода «холодной войны» – все они
представляли собой, можно сказать, «геополитику силы». Но в 80–90-е гг. ХХ в. геополитическая
картина мира заметно изменилась, так что современные геополитические концепции отличаются
от традиционных, классических. Правда, в многочисленных книгах, в том числе учебных, которые
в последнее время выходят по вопросам геополитологии, подробно рассматриваются обычно
именно классические концепции, имеющие уже чисто исторический интерес. Описание
современных геополитических концепций и ситуаций встречается реже. Вы должны также знать,
что самые крупные геополитические школы сформировались в США, странах Западной Европы, а в
последнее время и в России. Российская школа занимается прежде всего анализом
геополитического положения нашей страны.
Остается добавить, что в самые последние годы в рамках политической географии и тем более
геополитологии зародилось еще одно направление исследований, которое стали называть
геоконфликтологией . Оно изучает возникновение и развитие на земном шаре политических, и в
том числе военных, конфликтов, очагов сепаратизма, разного рода самопровозглашенных, но не
признанных государственных образований. Несмотря на все усилия международного сообщества
погасить очаги таких конфликтов (как «горячих», так и «тлеющих») общее число их в мире остается
еще большим. А некоторые из них прямо или косвенно связаны с действиями международного
терроризма.
Далее в таблице 1 вы находите историческую географию , образовавшуюся на стыке СЭГ с
историей. В России «гисторическая география» зародилась еще в XVIII в., причем ее
основоположники (В.Н. Татищев и М.В. Ломоносов) были в равной степени и географами, и
историками. В советское время одной из наиболее значительных фигур в этой области знаний
стал И.А. Витвер. Согласно его определению, историческая география изучает конкретную
географию прошлого и ее изменения на разных исторических этапах. При более
дифференцированном подходе можно говорить об исторической политической географии,
исторической географии населения, исторический экономической, социальной, культурной
географии, историко-географическом страноведении. Теперь вам должно быть понятно, чем
историческая география отличается от истории географии, о которой мы уже говорили и которая
изучает историю географической мысли.
Менее известна военная география , находящаяся на стыке СЭГ с военной наукой. В пределах
военной географии принято выделять изучение: 1) военно-политических условий (военные блоки,
очаги политической напряженности, политические партии, вооруженные силы); 2)
военно-экономического потенциала стран; 3) военного страноведения; 4) потенциальных театров
военных действий.
С этнографией , находящейся на стыке СЭГ с этнологией (этнографией), вы должны быть уже
знакомы, поскольку такой курс изучается на втором году обучения. Следовательно, вы знаете, что
этногеография изучает особенности расселения этносов, динамику их численности. В этой области
работало и работает много известных ученых, в большинстве своем историков по образованию.
Но некоторые специалисты пришли в этногеографию и от географии. А вот Л.Н. Гумилева – сына
знаменитых русских поэтов Н.С. Гумилева и А.А. Ахматовой, можно в равной степени назвать и
историком, и географом. Судьба его была трудной, а большинство его книг вышло в свет уже в
90-е гг., после смерти ученого.
На стыке СЭГ и культурологии формируется география культуры (или культурная география),
объектом изучения которой служит пространственное разнообразие культуры и ее распределение
по земной поверхности. Это значит, что специалисты в данной области изучают образ жизни и
традиции населения, элементы материальной и духовной культуры, в какой-то мере смыкаясь с
этногеографией.
В связи с этим можно упомянуть и о том, что в географической литературе давно уже поднимается
вопрос о связях географии с искусством . Еще В.П. Семенов – Тян-Шанский обращал внимание на
зависимость искусства в различных его формах от характера ландшафта. В наибольшей мере такое
влияние сказывается на живописи, и вы легко в этом убедитесь, вспомнив содержание картин
И.И. Шишкина, И.И. Левитана, А.К. Саврасова, Н.К. Рериха и многих других художников. Но
географические особенности находят отражение также и в музыке, чему тоже посвящены
специальные работы. А уж о тесно связанной с искусством литературе и говорить не приходится.
Обратитесь хотя бы к моей новой книге «Литературная география».
Наконец, на стыке СЭГ и экономики в последнее время, в эпоху глобализации стала
формироваться геоэкономика , разработкой которой занимаются не только экономисты, но и
экономико-географы. Основные понятия геоэкономики – геоэкономическое пространство,
геоэкономическая система, геоэкономическая ситуация, геоэкономический регион. Этот курс уже
преподается в некоторых экономических вузах. Упомянем также возродившуюся в последнее
время коммерческую географию, которую Е.Л. Плисецкий тоже относит к стыковым научным
направлениям, находящимся на рубеже социально-экономической географии и экономики.
В последующих лекциях по социально-экономической географии вы встретитесь и с понятием о
региональной экономике . Это направление, возникшее в СССР в середине 70-х гг., сначала было
встречено экономико-географами «в штыки». Многие из них до сих пор считают, что региональная
экономика по существу мало чем отличается от экономической географии. Другие признают за
ней собственный предмет исследования, заключающийся в изучении экономической специфики
развития отдельных территорий и определении для них оптимальных сценариев
социально-экономического развития. В экономических вузах региональная экономика фактически
заменила экономическую географию. А в таблицу 1 она не внесена потому, что входит в систему
не географических, а экономических наук.
Познакомившись со структурой социально-экономической географии, вы должны представлять
себе, что на длительных отрезках времени она не остается неизменной. В свою очередь
изменения в ней, как и во всей науке, происходят под воздействием двух в основе своей
противоположных процессов – дифференциации и интеграции , т. е. разделения и объединения
(синтеза).
Как вы уже знаете, д и ф ф е р е н ц и а ц и я в СЭГ началась еще в период ее становления и
продолжалась по мере накопления научных знаний. Но еще более бурный характер она приняла в
эпоху НТР и «информационного взрыва» и в особенности в последней трети ХХ в. Это объясняется
вовлечением в орбиту СЭГ все новых явлений общественной жизни, появлением новых
фундаментальных проблем. Вы понимаете, что только более глубокая специализация позволяет
ученым-географам проникнуть в сущность этих проблем. Отсюда вытекает и появление тех
многочисленных дочерних наук и научных направлений в СЭГ, о которых мы только что говорили.
Наряду с дифференциацией в СЭГ все время происходят и
процессы и н т е г р а ц и и, обеспечивающие ее единство. При этом можно различать
внутреннюю и внешнюю интеграцию . Под первым из этих терминов понимают прежде всего
более прочную стыковку между двумя главными «стволовыми» ветвями нашей науки – СЭГ и
физической географией. Такая стыковка вовсе не предполагает стирания граней между ними, а
лишь подчеркивает необходимость сохранения синтеза географических знаний. Хороший пример
подобного рода интеграции – комплексное страноведение, обеспечивающее
общегеографический подход к изучению стран и районов. Второй термин означает стыковку СЭГ с
родственными негеографическими науками. За примерами вы можете обратиться к перечню
пограничных направлений в таблице 1.
Однако в реальной действительности диалектическое равновесие между дифференциацией и
интеграцией, между анализом и синтезом в отечественной географии достигалось не всегда.
Особенно сложный период она переживала в 60-х гг. ХХ в., когда, по словам академика И.П.
Герасимова, возглавлявшего Институт географии Академии наук, география переживала
серьезный кризис. В свою очередь этот кризис во многом был связан с «расползанием»,
«растаскиванием» географии на ее отдельные составные части. Тогда ее стали сравнивать с
шекспировским королем Лиром, который, раздав свои владения дочерям, превратился в нищего.
Ю.Г. Саушкин писал, что ученые-географы подобно лилипутам стали видеть не всего Гулливера, а
только его пальцы или нос.
Этот кризис удалось преодолеть, и центробежные тенденции в географии начали в большей мере
уравновешиваться центростремительными. В значительной мере этому способствовало развитие
в нашей науке сквозных направлений , которые оказали на нее, можно сказать, цементирующее
воздействие. Эти направления – гуманизация, социологизация, экономизация и экологизация.
Разумеется, все они, а иногда и в первую очередь, относятся и к социально-экономической
географии.
Г у м а н и з а ц и ю нужно рассматривать как общенаучное направление, связанное с поворотом к
человеку и всем сферам и циклам его жизнедеятельности. По сути это целое новое
мировоззрение, утверждающее общечеловеческие, общекультурные ценности и
рассматривающее все явления через призму их воздействия на человека. По словам Я.Г.
Машбица, современная география – это наука «для человека», «от человека», и во многом «через
человека». На первый план в ней выходят связки: «человек – природа», «человек – хозяйство»,
«человек – территория», «человек – окружающая среда». Вот почему в последнее время
происходит процесс все большего «очеловечивания» географии. Более того, некоторые ученые
считают что в нашей стране уже формируются основы гуманитарной географии . При этом одни
рассматривают это понятие как синоним общественной географии, а другие видят в нем усиление
политических, исторических, культурных, этнокультурных и других подходов, связанных с
человеческой деятельностью.
С о ц и о л о г и з а ц и я, также представляющая собой общее направление всей науки и
общественной практики и тесно связанная с гуманизацией, заключается в повышении внимания к
социальным аспектам развития. Собственно, это способствовало превращению экономической
географии в социально-экономическую, о чем мы уже говорили. Если в начале своего развития
социальная география ограничивалась в основном более глубокой трактовкой традиционных
проблем географии населения, то затем круг ее интересов значительно расширился, включив
многие вопросы, относящиеся к социальной стороне жизни общества. Например, это вопросы
уровня и качества жизни людей, социального неравенства районов и стран, степени социальной
напряженности, распространения преступности, безработицы, этнических и религиозных
конфликтов, состояния здоровья населения, уровня его бытового, медицинского и
культурно-образовательного обслуживания и т. п. Разумеется, большинство из этих проблем
имеет отношение и к России.
Э к о н о м и з а ц и я – тоже общенаучное направление, тесно связанное с «количественной
революцией», о которой мы уже говорили. На первый взгляд, задача экономизации
социально-экономической географии может показаться несколько странной. Но вы должны
понимать, что в данном случае речь идет о большем вооружении исследований экономическими
расчетами и оценками, которые должны способствовать превращению СЭГ из преимущественно
описательной науки, как это было раньше, в науку более действенного характера.
Э к о л о г и з а ц и я – еще одно очень важное общенаучное направление, которое предполагает
рассмотрение человека в неразрывной связи со средой его обитания, с функцией его
жизнедеятельности, т. е. удовлетворения потребностей в тепле, воздухе, воде, пище. Вы
понимаете, что проблемы взаимоотношения человека, общества со средой обитания так или
иначе затрагивают почти все как естественные, так и общественные науки, которые тоже
восприимчивы к экологизации. Но географы считают, что именно география, занимающаяся
изучением и природы, и человека, всем ходом своего развития наиболее подготовлена к тому,
чтобы выполнять роль «дирижера» в этом оркестре наук. По словам академика В.М. Котлякова,
«все проблемы, с которыми сталкивается цивилизация, в процессе взаимодействия с природой,
по сути своей эколого-географические».
Тем не менее вы должны представлять себе, что самые большие споры географов идут, пожалуй,
вокруг именно этого сквозного направления. На первый взгляд, споры терминологического
характера, но в действительности они касаются и существа дела. Обычно в географической
литературе вы встретите подразделение на биоэкологию , фундаментальное понятие которой –
экосистема , и геоэкологию , фундаментальное понятие которой – геосистема . Очень часто
пишут об экологизации современной географии. А вот такой видный географ как А.Г. Исаченко из
Санкт-Петербурга считает, что вместо геоэкологии нужно употреблять термин экологическая
география, подразумевая под ним раздел географии или особое исследовательское направление,
предметом которого является «изучение географической среды с гуманитарно-экологической
точки зрения и в целях решения экологических проблем человечества».
Самый же главный вывод заключается в том, что, несмотря на продолжающуюся
дифференциацию всей географической науки, включая социально-экономическую географию,
идеи географического синтеза и интеграции в наши дни стали определяющими. Только раньше
для обозначения этого процесса обычно применяли термин единая география , который вызывал
много споров и разногласий, а теперь предпочитают говорить о целостной географии . Из этого и
вы должны исходить как в своей учебе, так и в будущей работе.