Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

География как система (комплекс) наук и научных направлений

  • 👀 1055 просмотров
  • 📌 1033 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «География как система (комплекс) наук и научных направлений» pdf
Мы уже называли географию одной из классических наук, и в этом определении, разумеется, нет ничего ошибочного. Однако если исходить из ее структуры, то она представляет собой сложную, разветвленную систему (комплекс) наук и научных направлений . Изучением этой системы (комплекса) географы занимаются уже давно, но полного единства взглядов до сих пор достигнуть не удалось. В значительной мере потому, что для своих построений Б.Н. Семевский, В.С. Жекулин, Л.С.Абрамов (рис. 6) и многие другие авторы принимали разные целевые установки и подходы. Рис. 6. Функционально-объектная схема географических наук (по Л. С. Абрамову) Попытавшись сделать какое-то обобщение, в своей книге «Географическая культура» я предложил исходить из того, что все здание географической науки имеет как бы четыре «этажа» . Соответственно первый «этаж» этого здания занимают науки, образующие как бы его фундамент. Здесь речь идет в первую очередь о теоретической географии , которую по ее функциям можно сравнить с теоретической физикой, теоретической биологией и т. д. (В литературе вы встретите также упоминание о метагеографии , которая, по мнению Ю.Г. Саушкина, должна специально рассматривать место географии в системе наук и изучать ее структуру; но сторонников этой идеи оказалось не так уж много.) На первом «этаже» мы расположим также историю географии , изучающую развитие географической мысли. Второй «этаж» занимают те науки, которые нередко именуют стволовыми. Без всякого сомнения это в первую очередь физико (природно)-географические и экономико (общественно)-географические науки . Представляется также, что к этой категории можно отнести картографию – науку об исследовании явлений природы и общества посредством картографических изображений, которая зародилась вместе с самой географией и прошла с ней длительный путь развития. На втором «этаже» поместим и страноведение , но не отраслевое (физико– или экономико-географическое), а комплексное , главная задача которого состоит в создании целостных характеристик различных территорий, и прежде всего стран и районов. При этом обращаю ваше внимание на написанную для учителей географии книгу Я.Г. Машбица «Основы страноведения», где вы найдете всестороннюю характеристику комплексного страноведения. Если мы теперь поднимемся на третий «этаж» , то встретим там те науки, которые образовались в основном в процессе членения, дробления четырех «стволовых» ветвей. Ученые называют их по-разному – отраслевыми, частными, дочерними, специальными. Здесь имеются в виду такие ее отраслевые науки, как геоморфология, климатология, гидрология, океанология, гляицология, география почв, биогеография. Об отраслевых науках в составе СЭГ мы далее будем говорить подробнее. Все они обладают поисковыми функциями и занимаются приращением нового знания. Но им присущи и информационные функции, а также разработка «своих» теоретических вопросов. Наконец, на четвертом «этаже» располагаются те науки и научные направления, которые принято называть пограничными или стыковыми . Они возникли на рубежах, стыках географии с другими как общественными, так и естественными науками. И в этом нет ничего удивительного, поскольку пограничность, стыковость – явление очень характерное для всей современной науки. Вы, очевидно, слышали о таких «гибридных» отраслях знаний как биохимия, геофизика, астрофизика, нейрокибернетика, молекулярная биология и др. Так что отражение стыковости в структуре географической науки также вполне закономерно. А теперь давайте обратимся непосредственно к структуре социально-экономической географии как второй «стволовой ветви» в системе географических наук. Эта структура представлена в таблице 1. Таблица 1 Подсистема социально-экономической географии Открывает таблицу 1 общая СЭГ, которая включает два ее раздела. Это в первую очередь теория СЭГ, являющаяся частью теоретической географии и рассматривающая ее теорию, методологию и методику – закономерности, учения, теории, концепции, гипотезы, общие понятия, терминологический аппарат, подходы и методы исследования. После первой лекции вы должны уже хорошо представлять себе, что основы отечественной теории СЭГ были заложены Н.Н. Баранским, Н.Н. Колосовским, И.А. Витвером, Ю.Г. Саушкиным, И.М. Маергойзом и их многочисленными учениками и последователями. С историей СЭГ мы тоже кратко познакомились на той же лекции. Далее в таблице 1 следует большая группа наук и научных направлений, формирующих о т р а с л е в у ю с о ц и а л ь н о – э к о н о м и ч е с к у ю г е о г р а ф и ю. Во-первых, это география населения , которая стала формироваться в СССР еще до войны, но в структуре СЭГ долго занимала подчиненное место, что вызвало резкую критику со стороны Н.Н. Баранского. Достаточно вспомнить его крылатую фразу: «Человека забыли!!!» Но затем это научное направление стало развиваться так быстро, что занято в системе СЭГ лидирующие позиции. Более того, некоторые ученые даже предлагают выделить географию населения из состава СЭГ в самостоятельную отраслевую науку. Но мы все-таки с этим не согласимся и дадим ей такое определение: География населения представляет собой ветвь социально-экономической географии, изучающую структуру, размещение и территориальную организацию населения. Она устанавливает закономерности, прежде всего пространственные, которые определяют развитие и динамику всех этих черт населения. В составе географии населения обычно различают географию городов (геоурбанистику ), сельских поселений, миграций, трудовых ресурсов и др. Она также тесно связана с демографией (геодемография ) и этнологией (этногеография ). А из тех географов, которые внесли особенно большой вклад в ее развитие, назовем Н.Н. Баранского, Ю.Г. Саушкина, В.В. Покшишевского, И.М. Маергойза, Р.М. Кабо, О.А. Константинова, Г.М. Лаппо, Е.Н. Перцика, Б.С. Хорева. Во-вторых, это г е о г р а ф и я м а т е р и а л ь н о г о п р о и з в о д с т в а, включающая целый ряд подотраслей, среди которых главные – география промышленности, география сельского хозяйства и география транспорта. География промышленности изучает территориальную структуру промышленного производства, объективные закономерности и специфические особенности развития и размещения промышленности в целом, по группам отраслей, отдельным отраслям и промышленным районам. Из отечественных географов наиболее весомый вклад в ее развитие внесли такие представители школы Баранского (и Московского университета), как И.М. Маергойз, П.Н. Степанов, А.Т. Хрущев, Н.В. Алисов. География сельского хозяйства , которую в последнее время стали называть также агрогеографией , изучает закономерности и особенности территориальной дифференциации и организации сельскохозяйственного производства, факторы его размещения, условия и специфику развития в отдельных странах и районах. Конечно, агрогеографией занимаются и представители сельскохозяйственной науки. Еще со школы вы знаете о работах нашего великого ученого Н.И. Вавилова (который, кстати, в 30-х гг. ХХ в. стоял и во главе Всесоюзного географического общества) по установлению мировых центров происхождения культурных растений. Но в рамках СЭГ отечественную научную школу агрогеографов создал и долго возглавлял еще один представитель Московского университета – А.Н. Ракитников, ученики которого и ныне развивают его идеи. География транспорта изучает территориальную структуру транспорта, объективные закономерности и специфические особенности его размещения, степень транспортной освоенности территории, формирование транспортных сетей и систем, грузо– и пассижиропотоков, занимается районированием этой отрасли. Создателем отечественной научной школы географии транспорта принято считать Н.Н. Колосовского. После его смерти работу в этой области продолжили И.В. Никольский, Л.И. Василевский, С.Б. Шликтер. В-третьих, это г е о г р а ф и я н е п р о и з в о д с т в е н н о й с ф е р ы, которая в структуре СЭГ появилась не так давно и находится еще в стадии становления. В эту группу входят география сферы обслуживания (в том числе и образования), география науки, география культуры и некоторых других отраслей знания. Из них география сферы обслуживания зародилась еще во второй половине 60-х гг. ХХ в. Она изучает территориальные различия потребностей населения в различных видах услуг, уровень их удовлетворения и территориальную организацию «индустрии услуг». В 70-х гг. в СССР зародилась география науки – как интеллектуальной человеческой деятельности, направленной на производство нового знания. Добавлю, что в некоторых учебных пособиях вы встретите упоминание о географии торговли, географии связи и о таких «новомодных» направлениях как география физической культуры и спорта, география преступности, наркомании и т. п., но давайте пока отнесемся к ним с некоторой осторожностью. В-четвертых, это г е о г р а ф и я п р и р о д н ы х р е с у р с о в (или географическое ресурсоведени е) – еще одно научное направление в СЭГ, которое возникло в 60-х гг. ХХ в. Но к настоящему времени оно достигло вполне высокого уровня развития. Географическое ресурсоведение изучает географию отдельных видов природных ресурсов и их сочетаний, пути рационального использования ресурсов, участвует в их экономической оценке, занимается прогнозированием состояния ресурсной базы. В формировании этого направления СЭГ особенно велики заслуги А.А. Минца, В.С. Преображенского, И.В. Комара и других представителей Института географии РАН, о работах которых вы еще не раз услышите. В-пятых, это р е к р е а ц и о н н а я г е о г р а ф и я (или география отдыха и туризма ), которая сформировалась в конце 60-х гг. Она изучает рекреационную деятельность, рассматривает рекреационные ресурсы, рекреационные районы, рекреационные системы, а также географию внутреннего и международного туризма. В нашей стране к числу главных «разработчиков» рекреационной географии можно отнести В.С. Преображенского, Ю.А. Веденина, Н.С. Мироненко. В дополнение к сказанному нельзя не отметить, что хотя географию природных ресурсов и рекреационную географию, которые тесно связаны с потребностями человека, общества, обычно включают в состав СЭГ, фактически они находятся на ее стыке с физической географией. Многие физико-географы также плодотворно работают в этих сферах знания. Далее в таблице 1 следует р е г и о н а л ь н а я с о ц и а л ь н о – э к о н о м и ч е с к а я г е о г р а ф и я. Это вполне закономерно, поскольку в географии наряду с общим и отраслевым подходами существует и подход региональной, для нашей науки особенно специфический и важный. Региональную СЭГ можно рассматривать при более или менее дробном подразделении географического пространства. Таблица 1 отражает самую генерализованную схему, выделяя только Россию с другими странами СНГ и остальные зарубежные страны. Изучать их вы будете на четвертом и пятом курсах, занимаясь социально-экономической географией России, СНГ и стран дальнего зарубежья. А здесь хотелось бы затронуть только вопрос об обеспеченности этих курсов литературой. В Советском Союзе географическая литература издавалась в огромных количествах, причем и научная, и научно-популярная, и страноведческая, и учебная, и справочная, и краеведческая. Выходили не только отдельные книги, но и целые серии книг. В качестве примера могу привести серию «У карты мира» и тем более 20-томную географо-этнографическую серию «Страны и народы», которой вполне можно пользоваться и теперь. К сожалению, в России в кризисные 90-е гг. географическая литература почти перестала издаваться, поскольку перестали существовать главные издательства, которые ее выпускали, – «Мысль», «Прогресс», «Экономика», Политиздат. К тому же резко возрос интерес к литературе по финансам, менеджменту, экономике, праву, социологии, культурологии и т. д. В последние годы, правда, экономико-географической литературы по России и зарубежным странам стало несколько больше. Но выборочно вам придется пользоваться и более старыми изданиями, поскольку среди новых аналогов им нет. Теперь обратимся к последней части таблицы 1, в которой представлены п о г р а н и ч н ы е, с т ы к о в ы е н а п р а в л е н и я СЭГ. Начнем с политической географии , возникшей на стыке СЭГ и политологии. Оформление ее в качестве самостоятельного научного направления произошло еще в конце XIX – начале ХХ в. (Вспомните о том, что мы говорили о Ф. Ратцеле.) Затем развитие ее продолжалось и на Западе, и в СССР, особенно благодаря работам Н.Н. Баранского, И.А. Витвера, И.М. Маергойза. С конца 70-х гг. ХХ в. в этой сфере знаний наблюдается новый подъем, и я мог бы назвать много фамилий западных и российских (В.А. Колосов, Н.С. Мироненко, Я.Г. Машбиц, С.Б. Лавров) экономико-географов, которые способствовали этому продвижению вперед. Существует немало разных определений политической географии. Воспользуемся самым кратким из них: Политическая география – это наука о территориальной дифференциации политических явлений и процессов. Внутренняя структура политической географии в последнее время тоже усложнилась. Главное место в ней занимает политико-географическое страноведени е, которое занимается изучением: 1) особенностей политического и государственного строя, форм правления и административно-территориального деления стран; 2) формирования государственной территории, ее политико-географического положения и границ; 3) социально-классового, национального, религиозного состава населения и взаимоотношений между этими социальными группами; 4) расстановки партийно-политических сил, включая политические партии, общественные организации и др.; 5) проведения предвыборных кампаний и самих выборов в государственные, местные, а также межгосударственные органы власти. Это направление получило наименования электоральной (от англ. election – выборы) географии . Фактически параллельно с политической географией развивается геополитология , которая зародилась на Западе на рубеже XIX и ХХ вв. (вспомните геополитические концепции Ф. Ратцеля и Х. Маккиндера). И эти концепции, и концепции, возникшие в межвоенный период в фашистской Германии (К. Хаусхофер), и послевоенные концепции периода «холодной войны» – все они представляли собой, можно сказать, «геополитику силы». Но в 80–90-е гг. ХХ в. геополитическая картина мира заметно изменилась, так что современные геополитические концепции отличаются от традиционных, классических. Правда, в многочисленных книгах, в том числе учебных, которые в последнее время выходят по вопросам геополитологии, подробно рассматриваются обычно именно классические концепции, имеющие уже чисто исторический интерес. Описание современных геополитических концепций и ситуаций встречается реже. Вы должны также знать, что самые крупные геополитические школы сформировались в США, странах Западной Европы, а в последнее время и в России. Российская школа занимается прежде всего анализом геополитического положения нашей страны. Остается добавить, что в самые последние годы в рамках политической географии и тем более геополитологии зародилось еще одно направление исследований, которое стали называть геоконфликтологией . Оно изучает возникновение и развитие на земном шаре политических, и в том числе военных, конфликтов, очагов сепаратизма, разного рода самопровозглашенных, но не признанных государственных образований. Несмотря на все усилия международного сообщества погасить очаги таких конфликтов (как «горячих», так и «тлеющих») общее число их в мире остается еще большим. А некоторые из них прямо или косвенно связаны с действиями международного терроризма. Далее в таблице 1 вы находите историческую географию , образовавшуюся на стыке СЭГ с историей. В России «гисторическая география» зародилась еще в XVIII в., причем ее основоположники (В.Н. Татищев и М.В. Ломоносов) были в равной степени и географами, и историками. В советское время одной из наиболее значительных фигур в этой области знаний стал И.А. Витвер. Согласно его определению, историческая география изучает конкретную географию прошлого и ее изменения на разных исторических этапах. При более дифференцированном подходе можно говорить об исторической политической географии, исторической географии населения, исторический экономической, социальной, культурной географии, историко-географическом страноведении. Теперь вам должно быть понятно, чем историческая география отличается от истории географии, о которой мы уже говорили и которая изучает историю географической мысли. Менее известна военная география , находящаяся на стыке СЭГ с военной наукой. В пределах военной географии принято выделять изучение: 1) военно-политических условий (военные блоки, очаги политической напряженности, политические партии, вооруженные силы); 2) военно-экономического потенциала стран; 3) военного страноведения; 4) потенциальных театров военных действий. С этнографией , находящейся на стыке СЭГ с этнологией (этнографией), вы должны быть уже знакомы, поскольку такой курс изучается на втором году обучения. Следовательно, вы знаете, что этногеография изучает особенности расселения этносов, динамику их численности. В этой области работало и работает много известных ученых, в большинстве своем историков по образованию. Но некоторые специалисты пришли в этногеографию и от географии. А вот Л.Н. Гумилева – сына знаменитых русских поэтов Н.С. Гумилева и А.А. Ахматовой, можно в равной степени назвать и историком, и географом. Судьба его была трудной, а большинство его книг вышло в свет уже в 90-е гг., после смерти ученого. На стыке СЭГ и культурологии формируется география культуры (или культурная география), объектом изучения которой служит пространственное разнообразие культуры и ее распределение по земной поверхности. Это значит, что специалисты в данной области изучают образ жизни и традиции населения, элементы материальной и духовной культуры, в какой-то мере смыкаясь с этногеографией. В связи с этим можно упомянуть и о том, что в географической литературе давно уже поднимается вопрос о связях географии с искусством . Еще В.П. Семенов – Тян-Шанский обращал внимание на зависимость искусства в различных его формах от характера ландшафта. В наибольшей мере такое влияние сказывается на живописи, и вы легко в этом убедитесь, вспомнив содержание картин И.И. Шишкина, И.И. Левитана, А.К. Саврасова, Н.К. Рериха и многих других художников. Но географические особенности находят отражение также и в музыке, чему тоже посвящены специальные работы. А уж о тесно связанной с искусством литературе и говорить не приходится. Обратитесь хотя бы к моей новой книге «Литературная география». Наконец, на стыке СЭГ и экономики в последнее время, в эпоху глобализации стала формироваться геоэкономика , разработкой которой занимаются не только экономисты, но и экономико-географы. Основные понятия геоэкономики – геоэкономическое пространство, геоэкономическая система, геоэкономическая ситуация, геоэкономический регион. Этот курс уже преподается в некоторых экономических вузах. Упомянем также возродившуюся в последнее время коммерческую географию, которую Е.Л. Плисецкий тоже относит к стыковым научным направлениям, находящимся на рубеже социально-экономической географии и экономики. В последующих лекциях по социально-экономической географии вы встретитесь и с понятием о региональной экономике . Это направление, возникшее в СССР в середине 70-х гг., сначала было встречено экономико-географами «в штыки». Многие из них до сих пор считают, что региональная экономика по существу мало чем отличается от экономической географии. Другие признают за ней собственный предмет исследования, заключающийся в изучении экономической специфики развития отдельных территорий и определении для них оптимальных сценариев социально-экономического развития. В экономических вузах региональная экономика фактически заменила экономическую географию. А в таблицу 1 она не внесена потому, что входит в систему не географических, а экономических наук. Познакомившись со структурой социально-экономической географии, вы должны представлять себе, что на длительных отрезках времени она не остается неизменной. В свою очередь изменения в ней, как и во всей науке, происходят под воздействием двух в основе своей противоположных процессов – дифференциации и интеграции , т. е. разделения и объединения (синтеза). Как вы уже знаете, д и ф ф е р е н ц и а ц и я в СЭГ началась еще в период ее становления и продолжалась по мере накопления научных знаний. Но еще более бурный характер она приняла в эпоху НТР и «информационного взрыва» и в особенности в последней трети ХХ в. Это объясняется вовлечением в орбиту СЭГ все новых явлений общественной жизни, появлением новых фундаментальных проблем. Вы понимаете, что только более глубокая специализация позволяет ученым-географам проникнуть в сущность этих проблем. Отсюда вытекает и появление тех многочисленных дочерних наук и научных направлений в СЭГ, о которых мы только что говорили. Наряду с дифференциацией в СЭГ все время происходят и процессы и н т е г р а ц и и, обеспечивающие ее единство. При этом можно различать внутреннюю и внешнюю интеграцию . Под первым из этих терминов понимают прежде всего более прочную стыковку между двумя главными «стволовыми» ветвями нашей науки – СЭГ и физической географией. Такая стыковка вовсе не предполагает стирания граней между ними, а лишь подчеркивает необходимость сохранения синтеза географических знаний. Хороший пример подобного рода интеграции – комплексное страноведение, обеспечивающее общегеографический подход к изучению стран и районов. Второй термин означает стыковку СЭГ с родственными негеографическими науками. За примерами вы можете обратиться к перечню пограничных направлений в таблице 1. Однако в реальной действительности диалектическое равновесие между дифференциацией и интеграцией, между анализом и синтезом в отечественной географии достигалось не всегда. Особенно сложный период она переживала в 60-х гг. ХХ в., когда, по словам академика И.П. Герасимова, возглавлявшего Институт географии Академии наук, география переживала серьезный кризис. В свою очередь этот кризис во многом был связан с «расползанием», «растаскиванием» географии на ее отдельные составные части. Тогда ее стали сравнивать с шекспировским королем Лиром, который, раздав свои владения дочерям, превратился в нищего. Ю.Г. Саушкин писал, что ученые-географы подобно лилипутам стали видеть не всего Гулливера, а только его пальцы или нос. Этот кризис удалось преодолеть, и центробежные тенденции в географии начали в большей мере уравновешиваться центростремительными. В значительной мере этому способствовало развитие в нашей науке сквозных направлений , которые оказали на нее, можно сказать, цементирующее воздействие. Эти направления – гуманизация, социологизация, экономизация и экологизация. Разумеется, все они, а иногда и в первую очередь, относятся и к социально-экономической географии. Г у м а н и з а ц и ю нужно рассматривать как общенаучное направление, связанное с поворотом к человеку и всем сферам и циклам его жизнедеятельности. По сути это целое новое мировоззрение, утверждающее общечеловеческие, общекультурные ценности и рассматривающее все явления через призму их воздействия на человека. По словам Я.Г. Машбица, современная география – это наука «для человека», «от человека», и во многом «через человека». На первый план в ней выходят связки: «человек – природа», «человек – хозяйство», «человек – территория», «человек – окружающая среда». Вот почему в последнее время происходит процесс все большего «очеловечивания» географии. Более того, некоторые ученые считают что в нашей стране уже формируются основы гуманитарной географии . При этом одни рассматривают это понятие как синоним общественной географии, а другие видят в нем усиление политических, исторических, культурных, этнокультурных и других подходов, связанных с человеческой деятельностью. С о ц и о л о г и з а ц и я, также представляющая собой общее направление всей науки и общественной практики и тесно связанная с гуманизацией, заключается в повышении внимания к социальным аспектам развития. Собственно, это способствовало превращению экономической географии в социально-экономическую, о чем мы уже говорили. Если в начале своего развития социальная география ограничивалась в основном более глубокой трактовкой традиционных проблем географии населения, то затем круг ее интересов значительно расширился, включив многие вопросы, относящиеся к социальной стороне жизни общества. Например, это вопросы уровня и качества жизни людей, социального неравенства районов и стран, степени социальной напряженности, распространения преступности, безработицы, этнических и религиозных конфликтов, состояния здоровья населения, уровня его бытового, медицинского и культурно-образовательного обслуживания и т. п. Разумеется, большинство из этих проблем имеет отношение и к России. Э к о н о м и з а ц и я – тоже общенаучное направление, тесно связанное с «количественной революцией», о которой мы уже говорили. На первый взгляд, задача экономизации социально-экономической географии может показаться несколько странной. Но вы должны понимать, что в данном случае речь идет о большем вооружении исследований экономическими расчетами и оценками, которые должны способствовать превращению СЭГ из преимущественно описательной науки, как это было раньше, в науку более действенного характера. Э к о л о г и з а ц и я – еще одно очень важное общенаучное направление, которое предполагает рассмотрение человека в неразрывной связи со средой его обитания, с функцией его жизнедеятельности, т. е. удовлетворения потребностей в тепле, воздухе, воде, пище. Вы понимаете, что проблемы взаимоотношения человека, общества со средой обитания так или иначе затрагивают почти все как естественные, так и общественные науки, которые тоже восприимчивы к экологизации. Но географы считают, что именно география, занимающаяся изучением и природы, и человека, всем ходом своего развития наиболее подготовлена к тому, чтобы выполнять роль «дирижера» в этом оркестре наук. По словам академика В.М. Котлякова, «все проблемы, с которыми сталкивается цивилизация, в процессе взаимодействия с природой, по сути своей эколого-географические». Тем не менее вы должны представлять себе, что самые большие споры географов идут, пожалуй, вокруг именно этого сквозного направления. На первый взгляд, споры терминологического характера, но в действительности они касаются и существа дела. Обычно в географической литературе вы встретите подразделение на биоэкологию , фундаментальное понятие которой – экосистема , и геоэкологию , фундаментальное понятие которой – геосистема . Очень часто пишут об экологизации современной географии. А вот такой видный географ как А.Г. Исаченко из Санкт-Петербурга считает, что вместо геоэкологии нужно употреблять термин экологическая география, подразумевая под ним раздел географии или особое исследовательское направление, предметом которого является «изучение географической среды с гуманитарно-экологической точки зрения и в целях решения экологических проблем человечества». Самый же главный вывод заключается в том, что, несмотря на продолжающуюся дифференциацию всей географической науки, включая социально-экономическую географию, идеи географического синтеза и интеграции в наши дни стали определяющими. Только раньше для обозначения этого процесса обычно применяли термин единая география , который вызывал много споров и разногласий, а теперь предпочитают говорить о целостной географии . Из этого и вы должны исходить как в своей учебе, так и в будущей работе.
«География как система (комплекс) наук и научных направлений» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 53 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot