Особенности современного периода в развитии отечественной географии
Потребность в географических знаниях в условиях советской государственной системы резко возросла, потому что комплексность всегда была основным свойством отечественной географической науки, а советское хозяйство как раз было плановым и комплексным.
В советский период географическое образование населения страны, подготовка кадров и создание научных учреждений географического профиля усилились в значительной степени. Первый в мире географический институт как учебное учреждение и как научно-исследовательское, был открыт в Ленинграде в $1918$ г. Позже в качестве факультета он вошел в состав Ленинградского университета. В $1934$ г. Академия наук СССР по решению правительства переезжает в Москву, ставшую научной столицей страны.
География вернулась в реорганизованную Академию наук после почти столетнего перерыва. Крупнейшим географическим центром страны стал географический факультет Московского университета.
География в системе высшего образования была представлена в $36$ из $70$ университетов, готовивших научных работников и преподавателей. Педагогические институты – $74$ из $185$ – тоже готовили преподавателей географии.
Многочисленные экспедиции, расширившаяся сеть географических учреждений увеличивали объем географической информации и ставили перед ней сложные теоретические проблемы. В отечественной географии в советский период сформировался целый ряд прогрессивных теоретических направлений, получивших широкое признание не только в отечественной, но и мировой науке. Примерами прогрессивных научных школ историки науки называют:
- Физико-географическую школу Л.С. Берга;
- Географо-генетическую школу Н.И. Вавилова;
- Географо-геохимическую школу В.И. Вернадского;
- Океанологическую школу Ю.М. Шокальского;
- Биогеографическую школу В.Н.Сухачева;
- Географо-гидрологическую школу В.Г. Глушкова;
- Ландшафто-геофизическую школу А.А. Григорьева;
- Экономико-географическую школу Н.Н. Баранского.
Географы страны после столетнего перерыва снова получили возможность охватить всю Землю своими исследованиями.
В $50$-е годы отечественные географы приняли участие в грандиозном международном научном мероприятии – Международном Геофизическом годе ($1957-1959$). В рамках международного сотрудничества в теоретических подходах стали яснее точки соприкосновений и противоречий в решении актуальных проблем современности.
Особенности современной зарубежной географии
Ведущие позиции в зарубежной географии до первой мировой войны занимали немецкие географы. Но, официальная немецкая география между двумя мировыми войнами в глазах объективных исследователей себя дискредитировала. В этот период была сделана попытка приложения географических понятий к политике, что явилось главным течением географической мысли, получившее название «геополитика».
Под геополитикой К. Хаусхофер понимал умение и искусство использовать географические знания для выработки и обоснования политики государства. Главным проводником нацистской политики стал журнал «Zeitschrift fur Geopolitik». После второй мировой войны К. Хаусхофера судил Нюрнбергский трибунал, а через год $(1946)$ он закончил жизнь самоубийством.
Свои утраченные позиции к $60$-м годам немецкая география во многом вернула. Ряд немецких географов Западной Германии – Г. Бобек, Г. Мортенсон, К. Тролль и другие – независимо друг от друга работали в области физической и экономической географии. Внутри самой науки нарастала специализация. Физическую географию, например, подразделили, выделив ней:
- Геоморфологию;
- Геофизику;
- Метеорологию;
- Климатологию;
- Океанологию и др.
Дроблению подверглась и социальная география. Под влиянием немецкого географа А.Геттнера сформировался американский стереотип географии, который позже был перенесен на американскую почву.
Американская география в традиционном её понимании представляет собой пространственную науку, т.е. географа интересуют не общие закономерности, а индивидуальные особенности отдельных территорий. Географию в Америке рассматривали как единую науку, не подразделяя её на отдельные области, и считали наукой социальной. Американская география в своем развитии прошла сложный путь.
Сущность географии, её задачи в представлениях различных научных школ
На предмет своей науки географы, к сожалению, не выработали единого взгляда, поэтому в специальной литературе существует множество самых разных её определений. В общем-то, естественно, что сформулировать универсальное определение совсем не обязательно, да и не реально. Смысл этого заключается в том, что ни одна наука не стоит на одном месте, а её развитие требует постоянного пересмотра даже самых удачных определений, предложенных ранее.
Как правило, краткое научное определение не раскрывает полно сущности такой сложной отрасли знания, как география. Главная задача заключается в том, чтобы найти то главное, что отличает её от всех других наук. Здесь вполне возможны разные подходы.
Вполне допустимо, например, такое краткое определение географии – «география – наука о геосистемах». В определении есть прямое указание на объект, но содержание географии этим объектом не исчерпывается, поэтому определение географии в её нынешнем состоянии формулируется не через объект исследования, а через предметное поле или её содержание. Сформулированное по такому принципу определение оказывается очень громоздким и не дает представления о географии как целостной науке.
Известны такие примеры её определения, когда сущность науки формулировалась в её целях и задачах. Лучшими являются определения А. Гумбольдта и В.В. Докучаева. В определении В.В. Докучаева, которое не потеряло своего значения и актуальности, сформулированы фундаментальные научные цели географической науки на многие годы. Его определение требуют лишь обновления с учетом современного состояния.
Существуют большие или меньшие расхождения в научных определениях географии между географами одной страны или национальной школы. Самые значительные различия между представлениями отечественных географов и их западных коллег. Отечественные ученые рассматривают географию в своих определениях как систему наук, состоящую из естественного и общественного блоков.
В центре внимания американских географов лежит пространственный аспект расселения и человеческой деятельности. Например, В. Тоблер сводит географию к изучению размещения населения. Хотя надо сказать, что не все американские географы так категоричны. Более широкий взгляд на географию высказывают Дж. Матер, А. Пред и др. Они полагают, что география должна изучать взаимодействие человека и природы ив какой-то степени должное отдают физической географии. Участники анкетирования по этому вопросу считают, что дать такое определение географии, которое бы устраивало всех, просто невозможно.
Таким образом, можно сделать вывод, что тот путь, который прошла география на всех этапах своего развития она сохраняла устойчивый интерес к пространственному разнообразию земной поверхности, к территориальной дифференциации природы, населения и хозяйства. Современный этап её развития связан с идеями и опытом предшествующей истории.