Оценка экологического состояния земли
Если экономическая оценка земли характеризует её хозяйственную ценность в системе земельного кадастра как средства производства, то экологическая оценка включает анализ проб воздуха, воды и земли.
Оценка экологического состояния заключается в выявлении на данной территории сложившейся экологической ситуации и оценка земли как природного комплекса, который имеет определенный природно-ресурсный потенциал.
Данные, полученные в результате оценки, дают возможность установить пригодность земель для выполнения социально-экономических функций.
Как правило, объектом оценки являются земли сельскохозяйственного назначения или агроландшафты. Эти экосистемы все поступающие вещества аккумулируют в себе и интенсивно включают их в обменные процессы.
Оценочные группы экологического состояния земель включают оценку природного экологического фона и оценку антропогенного воздействия.
Данное обследование носит комплексный характер. Специалисты определяют потенциальные опасности для владельцев и то, что можно сделать, чтобы их нейтрализовать.
Оценки экологического состояния земель могут быть государственными и независимыми. Государственная оценка ориентируется главным образом на охрану природы и поводится экспертными комиссиями Министерства охраны окружающей среды.
Кроме Министерства такую оценку могут проводить его подразделения, межотраслевые органы, специализированные лаборатории.
Цель исследований, проводимых государственными службами, заключается в определении того, какой вред может причинить владелец участка своей деятельностью природным ресурсам.
Частные компании проводят независимую оценку по желанию будущего владельца земли.
Для полной картины экологического состояния изучаются все характеристики – деятельность прошлого хозяина, близость к источникам загрязнения, инженерно-геологические условия и др.
Экологическое состояние земель в зависимости от степени проявления негативных природных и антропогенных процессов может быть:
- удовлетворительное, когда негативные процессы того и другого характера не проявляются;
- слабое, когда экологическая напряженность имеет небольшие проявления;
- средней напряженности;
- экологическая напряженность сильная;
- кризисное проявление негативных процессов, при которых хозяйственное использование земель невозможно;
- при критическом состоянии негативные процессы создают условия экологического бедствия.
В основе анализа экологического состояния земель лежит метод сравнительного анализа, когда оценочные показатели сравниваются с оптимальным значением ландшафтов, находящихся в стадии зрелого развития.
Понятие мониторинга земель
Государственный земельный кадастр и мониторинг земель выполняют функции информационного обеспечения экологической устойчивости землевладений и землепользования.
Анализ достоверных и обновляемых данных о состоянии земли должен предшествовать каким-либо принимаемым решениям, связанным с действиями на земле.
Поэтому основная цель любой программы мониторинга информационная, результатом которой становится выявление недостатка информации или её какая-то неопределенность, получение информации по конкретной проблеме, представление информации разной аудитории, принятие мер по улучшению ситуации в вопросах информирования.
Государственный мониторинг земельных ресурсов выполняет определенные задачи:
- организация и проведение наблюдения за качественными и количественными показателями состояния земельных ресурсов;
- наблюдения за источниками загрязнения и их воздействием на окружающую среду;
- контроль качества земельных ресурсов;
- снижение плодородия почв на больших площадях;
- прогноз дальнейшего состояния;
- определение фактического состояния земельных ресурсов;
- выявление новых загрязняющих источников;
- проверка стандартов качества земельных ресурсов, соблюдение норм и правил при землепользовании;
- разработка мероприятий по эффективному использованию земель;
- предоставление информации по состоянию земельных ресурсов органам государственной власти, местного самоуправления и другим заинтересованным организациям и физическим лицам.
Задачи, если они грамотно составлены, не могут выходить за пределы целей, поэтому правильная организация экологического мониторинга оказывает влияние на его эффективность.
Мониторинг земель – это система регулярных наблюдений за состоянием земельного фонда. Он не зависит от правового режима земель и характера их использования.
Рисунок 1. Мониторинг земель. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В России в 1990 г сложилась развитая структура государственных и ведомственных служб, проводивших наблюдения за состоянием и использованием земель.
Положение о мониторинге земель в стране было утверждено постановлением Правительства РФ № 491 от 15. 07. 1992, которое определяет порядок его ведения.
Процедуры мониторинга земель
Правительство РФ определяет порядок ведения мониторинга земель, а головная роль при этом возлагается на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости.
Процедуры системы государственного мониторинга земель и государственного регулирования землеустройства устанавливает документ, принятый в соответствии с Земельным кодексом – Постановление Правительства РФ № 846 от 28. 11. 2002 г. «Положение об осуществлении государственного мониторинга земель».
Это положение является частью государственного мониторинга окружающей среды.
Мониторинг включает:
- сбор, обработка и хранение информации о состоянии земель в стране;
- непрерывно осуществляемое наблюдение за использованием земель из их целевого назначения;
- анализ и оценка их качественного состояния при воздействии природных и антропогенных факторов.
При осуществлении мониторинга информацию можно получить как с использованием дистанционного зондирования – космических аппаратов, средств малой авиации, самолетов, так и с постоянно действующих полигонов, межевых знаков, стационарных участков и др.
Необходимую информацию могут дать сплошные и выборочные наземные съемки и специальные фонды данных.
При проведении мониторинга все съемки, наблюдения и обследования можно разделить на несколько групп в зависимости от их срока и периодичности.
Они бывают базовые, периодические, оперативные.
Базовые съемки проводят для того, чтобы данные о состоянии земель получить на момент начала мониторинга.
С целью получения данных о состоянии земель за определенный период, проводятся периодические съемки, наблюдения и обследования.
Оперативные работы проводят с целью получения данных о состоянии земель на текущий момент времени.
Все, полученные в ходе мониторинга данные, передаются органам государственной власти, органам местного самоуправления, а также юридическим лицам и всем заинтересованным организациям.
Мониторинг земель проводится исходя из принципов взаимной совместимости данных.
В основе этого принципа лежит единая государственная система координат, высот, картографических проекций, единых классификаторов, кодов и др.
В основе хранения, сбора, выдачи информации мониторинга земель лежат геоинформационные системы.
Базы и банки мониторинга, сформированные в процессе работ, могут использоваться органами государственного и муниципального управления, Федеральным агентством кадастра и объектов недвижимости, организациями и учреждениями, связанными с использованием земель.