Сущность понятия «физическое воспитание»
Физическое воспитание – это один из видов воспитания человека, который предполагает обучение физическим упражнениям и нагрузкам, а также формирование физических навыков. Благодаря физическому воспитанию индивид овладевает специальными знаниями в области физкультуры и спорта, у него формируется осознанная необходимость приобщения к физкультуре, спорту и здоровому образу жизни.
Являясь исторически обусловленным видом общественной практики, система физического воспитания включает в себя несколько баз, в числе которых:
- мировоззренческая;
- научно-методическая;
- программно-нормативная;
- организационная.
Совокупность данных баз отвечает за физическое совершенствование человека, при этом физическое состояние сказывается и на интеллекте человека, его настроении, способности отражать внешние воздействия, поддерживать оптимальный баланс между физическим и психическим состоянием здоровья. Благодаря физическому воспитанию человек осознанно относится к самому себе, своему телу, организму, учится прислушиваться к нему и удовлетворять первичные потребности. В современном мире, когда человек испытывает постоянный стресс и напряжение, он нуждается в том, чтобы переключать свой фокус внимания, уделять больше внимания своему физическому состоянию. На сегодняшний день политика государства предполагает, что абсолютно каждому должны быть доступны спортивные практики, физкультурные объекты, на которых человек может улучшать свое физическое состояние и совершенствовать умственное и интеллектуальное состояние, психологическое здоровье.
Физическое воспитание способствует физическому развитию (его еще называют телесным развитием). Физическое развитие – это комплекс перемен в организме человека, которые обусловлены необходимостью или тенденцией. Физическое развитие всегда должно быть прогрессивным, так как в силу своего возраста человек становится сильнее, осваивает новые виды и техники активности. Если физкультура и спорт являются частью его повседневной практики, то ив более старшем, пожилом возрасте человек не будет испытывать проблем с тем, чтобы поддерживать высокую активность тела и мозга. Поэтому физическому воспитанию сегодня отводится очень большая роль, поскольку благодаря ему индивид может надолго сохранять физическую и умственную активность. Также физическая активность способствует профилактике и снижению рисков развития опасных для жизни и здоровья заболеваний.
Связь физического воспитания с другими его разновидностями
Следует отметить, что физическое воспитание – это не обособленный процесс. Как правило, в рамках физического воспитания происходит воспитание и других сторон человеческой личности. В рамках физического воспитания формируются духовные, культурные качества индивида, его мировоззрение, устойчивая точка зрения в отношении событий и процессов, происходящих в обществе. Все это становится реальным в том случае, если правильно организовать физическое воспитание. Оно должна быть органичным и находиться в связи с другими видами воспитания: умственным, трудовым, эстетическим воспитанием индивида.
Связь физического и умственного воспитания проявляется как непосредственно, так и опосредованно. Непосредственная связь физического и умственного воспитания состоит в том, что в процессе воспитания физических качеств индивида прямое воздействие оказывается и на развитие его умственных способностей. Например, техника некоторых физических упражнений предполагает, что индивид понимает не только прикладные основы, но и теорию. В ряде видов спорта и во время игры необходима разработка специальной тактики. А тактика предполагает логическое мышление, которое развивается на основе интеллектуального опыта индивида. Также следует всегда размышлять, как выполнить упражнение, чтобы оно было точным и выразительным, как обыграть соперника, используя специальную тактику, каким образом максимально задействовать все пространство или распределить собственные силы, чтобы их хватило на всю дистанцию или игру. На занятиях по физкультуре педагог может создавать типичные ситуации, с которыми каждый может столкнуться в реальной практике, а индивиду следует принять решение, действовать активно, а в некоторых случаях творческих подходить к решению той или иной задачи.
Помимо непосредственной связи есть и опосредованная. Суть ее заключается в том, что укрепление здоровья и развитие физических навыков индивида – это условия, которые лежат в основе нормального умственного развития каждого ребенка.
Взаимосвязь физического и нравственного воспитания также весьма крепка. С одной стороны, правильно организованное физическое воспитание способствует формированию положительных черт морального облика человека. С другой стороны, от уровня воспитанности занимающихся, их организованности, дисциплинированности, настойчивости, воли и других черт характера зависит эффективность занятий по физическому воспитанию. То есть, исключительно от самого индивида будет зависеть результативность каждого занятия и его способность перейти на совершенно новый уровень, а затем и в профессиональный спорт. Многие качества, которые воспитываются на уроках и занятиях по физкультуре, могут в дальнейшем быть применимы и в повседневной жизни. Например, усидчивость, сила воли, выносливость, стремление к справедливости, достижение поставленной цели с учетом интересов окружающих, умение работать в команде и брать на себя ответственность за определенные поступки. На нравственной основе осуществляется воспитание спортивного трудолюбия, способности к преодолению трудностей, сильной воли и других личностных качеств. Таким образом, физическое воспитание не является обособленным, оно всегда связано с нравственными и интеллектуальными качествами индивида.