Физическое воспитание
В развитии теории и методики физкультуры одним из актуальных вопросов остается вопрос о разработке комплексного подхода к определению ключевых понятий. Это связано с тем, что между понятиями необходимо установить более тесную взаимосвязь, в том числе определить место и роль физического воспитания наряду с ведущими общепедагогическими категориями и терминами.
Физическое воспитание – это разновидность воспитания, чья специфика отражает обучение двигательным упражнениям. Физическое воспитание также отвечает за формирование физических качеств индивида, овладение им специальными физическими и физкультурными познаниями. Физическое воспитание отвечает за формирование осмысленной и осознанной необходимости в приобщении к спорту и физкультуре, знаниям о физической культуре и ресурсах человека.
Физическое воспитание – это не просто одна из разновидностей воспитания. Дело в том, что это система, исторически обусловленная со своими правилами, спецификой и влиянием на жизнь человека. В сфере физического воспитания есть несколько понятий, которые отражают специфику этого вида воспитания, а также отражают специфику физического воспитания как процесса. Среди этих понятий – физическое развитие, физическое формирование, физкультура и физкультурные работы. Для того, чтобы достичь максимума результатов физического воспитания и поддерживать воспитание на должном уровне, реализуют несколько направлений физического воспитания:
- физические упражнения;
- физические процедуры;
- гимнастика;
- спортивные игры;
- соревнования;
- спорт;
- спортивное питание;
- режим дня, режим сна и бодрствования.
В основе физического воспитания лежат физические упражнения и процедуры. Это двигательные действия, которые осознанно выполняются индивидом для достижения поставленных целей и решения конкретных задач физического развития и воспитания. Упражнения проводятся по специальной методике, а их разнообразие позволяет приобщаться к физическим нагрузкам абсолютно любому человеку. Можно подобрать индивидуальный комплекс упражнений и процедур в зависимости от пола, возраста, текущего уровня физической подготовки и тех целей, которые ставит перед собой человек. Воспитание основывается на дисциплине. Для того, чтобы физическое воспитание было устойчивым, необходимо постоянно заниматься, вводить в практику новые движения и упражнения. Также необходимо изменить образ жизни, избавиться от вредных привычек, нормализовать режим дня, питание. Воспитание состоит не только из физических нагрузок и упражнений, но и включает в себя переосмысление собственного места в этом мире, переосмысление своих действий и поступков. В воспитании очень важно начинать с себя, поставить перед собой цели, которые будут достигнуты и полностью удовлетворят человека.
Профессиональная направленность физического воспитания
Профессиональная направленность физического воспитания и физической культуры индивида – это основа, в которой объединены все их компоненты. Судить о сформированности физической культуры и физического воспитания личности можно как по субъективным, так и по объективным показателям. Опираясь на них, можно выявить меру проявления физического развития и физического воспитания. К таким показателям относят степень сформированности личной потребности в спорте и физической культуре, а также способы и механизмы удовлетворения этой потребности. Второй показатель – это интенсивность и частота участия индивида в физкультурной и спортивной деятельности. Обычно оценивают регулярность и затрачиваемое время как на тренировки, так и на соревнования. Этот показатель отражает вовлеченность индивида в спортивную деятельность, а также его в клад в развитие спорта.
Третий показатель – сложность и творческий уровень спортивной деятельности. Обычно профессионалы отличаются не только тем, что они хорошо справляются с упражнениями и нагрузками, но еще и тем, что в процесс они вносят частичку творчества, что очень важно. Самобытность и творчество отличают спортсмена, у него появляется свой собственный стиль. А узнаваемость – это залог профессионализма. Еще один показатель, на который также следует обратить внимание – это выраженность волевых и эмоциональных проявлений личности, проявлений его нравственности в спортивной деятельности. Речь здесь идет не только о спортивном поведении, умении действовать в команде и уважать соперников. В первую очередь обращают внимание на такие качества, как самостоятельность и инициативность, настойчивость и целеустремленность, самообладание и коллективизм, патриотизм и трудолюбие. Только тот, кто будет любить свою деятельность и прививать любовь и уважение к ней со стороны окружающих может считаться настоящим профессионалом своего дела.
Профессиональная направленность физического воспитания выражается также в том, что черты и характеристики, которые формируются в результате физического воспитания, могут пригодиться человеку и в его повседневной жизни. Выносливость и целеустремленность, умение договариваться, работать в команде и прислушиваться, творчески относиться к работе и уметь преодолевать трудности – все это играет решающую роль, если оценивать спортсмена как профессионала. Спортсмен – это лицо своего коллектива, тренера, страны, и поэтому на нем лежит очень большая ответственность за то, чтобы освоить все основы и принципы спортивного воспитания и выступать не просто в качестве спортсмена – представителя команды, но еще и в качестве профессионала, который с достоинством отражает свой спорт.
Таким образом, физическое и спортивное воспитание является неотъемлемой частью профессиональной деятельности и карьеры абсолютно каждого спортсмена. В спорте важны не только физические показатели и рекорды, но и умение представить себя, преподнести себя и свои способности, уважительно относиться к окружающим и доказать им, что определенный вид спорта – это еще и шанс реализоваться в профессиональном плане и прославиться на весь мир как истинный профессионал и мастер своего дела.