Педагогические технологии в сфере физкультуры и спорта
Педагогические технологии в сфере физкультуры и спорта – это совокупность приемов, методов и методик по организации и проведению занятий по физкультуре. Преподаватели используют не только классические методики, но и инновационные методы для того, чтобы занятия были интересными, полезными и безопасными.
Физкультура и спорт выполняют важнейшие социальные функции, включая оптимизацию физического состояния человека, организацию здорового и активного образа жизни. Благодаря занятиями физкультурой можно подготовиться к жизненной практике и некоторым видам трудовой деятельности. Приоритетным направлением в педагогической деятельности является повышение качества образования через использование современных, инновационных технологий как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Учителя физкультуры, используя современные технологии, могут совершенствовать не только физические качества обучающихся, но и развить их творческий потенциал.
Современные образовательные технологии, применяемые на уроках физкультуры, можно разделить на несколько обширных групп:
- Здоровьесберегающие технологии;
- Игровые технологии;
- Соревновательные технологии;
- Технологии личностно-ориентированного обучения.
Здоровьесберегающие технологии
Каждая из перечисленных групп технологий обладает своими характеристиками и свойствами, а также направлена на развитие отдельных личностных показателей учащегося. Так, в профессиональной деятельности преподавателя особое место отведено здоровьесберегающим технологиям. Их цель состоит в том, чтобы обеспечить школьнику возможность сохранить здоровье во время обучения в школе, сформировать необходимый багах знаний о здоровом образе жизни и гигиене. Также здоровьесберегающие технологии используют для того, чтобы использовать полученные во время уроков знания в повседневной жизни. Эта технология является самой значимой, так как она оказывает наибольшее влияние на здоровье индивида. Здоровьесберегающие технологии учитывают пол и возраст учащегося, его текущее состояние и физическую подготовку, возможные ограничения здоровья. Технологии сочетают в себе двигательные и статические нагрузки, обучение может производиться в больших и малых группах.
Здоровьесберегающие технологии отвечают за создание безопасного и комфортного, здорового психологического климата на уроках. Как правило, учащийся может испытывать стресс из-за очень активной учебной программы, из-за чего у него появляются проблемы в процессе обучения. Однако технологии помогают сформировать адекватное восприятие образовательной программы, у учащегося появляется положительная мотивация к процессу обучения в целом. На уроках обеспечиваются необходимые условия в соответствии с санитарными и гигиеническими нормами:
- Освещение;
- Характеристики воздуха;
- Температурный режим в помещении.
Занятия могут проводиться на свежем воздухе, однако необходимо учитывать время года, температуру воздуха и наличие всей необходимой инфраструктуры для комфортных и безопасных занятий.
Игровые технологии
Вторая группа педагогических технологий – это игровые технологии. Существует мнение, что игровые технологии подходят в основном детям дошкольного и младшего школьного возраста, так как через игру они начинают постигать окружающий мер. Однако это лишь стереотип, так как применение игровых технологий с учетом возрастных особенностей не теряет своей актуальности. Каждому возрасту соответствует определенный набор игр.
Игровая технология – это уникальная форма обучения. Благодаря ей самый обычный урок может стать интереснее и увлекательнее. Игровая деятельность на занятиях физкультурой и в спорте в целом занимает важное место. Ценность этой технологии заключается в том, что в игре и в подборе игровых методик учитывается психологическая и педагогическая природа ребенка. Все игры, которые педагог вводит в образовательный процесс, отвечают интересам и потребностям ребенка. Они не навязываются, но рекомендуются, поскольку игра – это не только возможность активно подвигаться в команде, но также и технология, в процессе которой учащийся может реализовывать образовательные стратегии. В процессе игры ребенок общается со своими товарищами по команде, действует в рамках правил игры, принимает ответственные решения в сложных и нестандартных ситуациях.
Соревновательные технологии
Цель соревновательных технологий заключается в стимуляции максимального проявления двигательных способностей учащегося. На каждому уроке физкультуры рекомендуют применять элементы соревновательных технологий. Например, на занятиях по баскетболу или волейболу, футболу обязательно используют соревновательный метод. Игроков делят на команды, которые играют друг против друга. Этот метод приводит к повышению эмоциональной направленности урока, к увеличению интереса к игре, проявлению азарта и целеустремленности в том, чтобы добиться максимального результата и обыграть соперника. Также во время соревнований игроки совершенствуют свои физические качества.
Данный метод очень эффективен в привлечении учеников к занятиям физкультурой и спортом не только на уроках, но и во внеурочное время. Для многих учащихся внеурочные занятия становятся в будущем настоящим хобби, благодаря чему они не тратят время впустую, а занимаются, совершенствуют свои навыки, общаются с товарищами и тренером. Также следует отметить, что некоторые ученики имеют все шансы на то, чтобы вывести команды на городские и более крупные турниры, соответственно это еще и возможность социализироваться.
Современные урок физкультуры нельзя представить без разработки вопроса, который касается личностно-ориентированного обучения. Это один из инновационных методов, поскольку он позволяет сделать занятия не такими стандартизированными и универсальными. Педагог учитывает качества учащихся, уровень их подготовки, меняет программу обучения. За счет этого уроки физкультуры становится более индивидуализированными, у учащихся просыпается интерес к различным спортивным направлениям, о которых они могли вообще не знать раньше. Отмечают технологию уровневой дифференциации, которая включает в себя несколько компонентов:
- На уроке даются задания с учетом подготовки и развития, интереса к предмету;
- При оценивании учитывается не только достигнутый результат, но и изменения в состоянии и физической подготовке учащегося в динамике;
- Учащиеся распределяются по подгруппам в соответствии с медицинскими показаниями, состоянием здоровья;
- Ученики специальной медицинской группы получают отдельные задания, которые будут им под силу.