Скоростные способности
Скоростные способности индивида – это совокупность функциональных свойств человека, обеспечивающих выполнение им двигательных действий за минимальное для данных условий время.
В практике спорта выделяют два вида скоростных способностей:
- Элементарные скоростные способности;
- Комплексные скоростные способности.
Элементарные виды скоростных способностей в основном проявляются в быстроте двигательных реакций, в скорости одиночного движения индивида, а также в темпе исполняемых движений. Комплексные виды отличаются более сложной структурой. Они отражают скорость выполнения целостных действий, а также способность индивида набирать максимальную скорость за минимальный промежуток времени. Также комплексные скоростные способности – это способность длительно поддерживать максимальную скорость, и в данном случае большую роль играют профессиональные способности спортсмена. Комплексные скоростные способности обеспечиваются занятиями с тренером, поскольку это более профессиональное направление спорта. В данном случает есть явная ориентация на спорт высших достижений, соответственно тренировки более интенсивные.
В физкультуре и спорте выделяют несколько основных методов воспитания скоростных способностей. К их числу относят методы, которые строго регламентированы, и в которых применяются строго регламентированные упражнения; соревновательный и игровой методы, а также метод круговой тренировки. Строго регламентированные методы включают в себя возможность повторного выполнения одного и того же действия или упражнения, скорость движений максимальная. Также это упражнения, где скорости могут варьироваться. Для этого тренер создает для спортсмена специальные условия. Вариативные упражнения включают в себя упражнения с максимальной скоростью и движения с меньшей интенсивностью. Сначала спортсмен получает установку наращивать собственную скорость, затем он замедляется, и так повторяется несколько раз. Благодаря таким упражнениям спортсмен лучше чувствует собственное тело, лучше координирует свои движения.
Соревновательный метод используется внутри состязаний и тренировочных состязаний. Эффективность соревновательного метода, как показывает практика, очень высокая, так как в нем могут быть задействованы с различным первоначальным уровнем подготовки. Они борются друг с другом на равных, выявляют собственные сильные и слабые стороны, стороны, которые нуждаются в более детальной и тщательной проработке. Соревнования также вызывают эмоции, дух соперничества, что очень важно на официальных соревнованиях. Еще один метод – игровой, и он предусматривает выполнение упражнений и тренировки, но в игровом формате. Упражнения также очень эмоциональные, но при этом они не должны вызывать у спортсмена лишнее напряжение.
Круговая тренировка как метод применяется для того, чтобы целенаправленно воспитать несколько разных скоростных способностей. Также круговая тренировка позволяет переключаться спортсмену с интенсивной на менее интенсивную тренировку, чтобы она чередовал виды нагрузки и мог переключаться между ними. Помимо методов специалисты также выделяют некоторые средства для развития скорости, быстроты. Это средства, которые выполняются на предельной скорости, и такие упражнения могут быть поделены на группы в зависимости от пола, возраста и уровня подготовки спортсмена.
Методики развития скоростных способностей
В физкультуре и спорте сегодня существует масса видов спорта, где от индивида требуется высокая скорость реакции, подвижность. Для того, чтобы улучшить скорость, можно использовать различные методики воспитания скоростных способностей. Их особенность состоит в том, что методики могут быть использованы в совокупности, их можно чередовать в зависимости от уровня текущей подготовки спортсмена и того, к каким результатам он стремится. Основная методика – это повторное выполнение упражнений. Ее суть заключается в том, чтобы повторно, раз и раза реагировать на раздражитель извне. Тренировки могут выстраиваться различными способами. Например, спортсмен может быть предупрежден, что в скором времени на него будет оказано воздействие, на которое он должен отреагировать. Другой способ – без предупреждения воздействовать на спортсмена и прослеживать скорость его реакции.
В самом начале упражнения выполняются в облегченных условиях, а затем вводятся дополнительные условия, которые усложняют процесс выполнения. Например, в легкой атлетике (в беге на короткие дистанции) отдельно упражняются в скорости реакции на стартовый сигнал с опорой руками о какие-либо предметы в положении высокого старта и отдельно без стартового сигнала в быстроте выполнения первых беговых шагов.
После того, как простые реакции были сформированы, тренер переходит к воспитанию быстроты сложных реакций. Оно связано с моделированием целостных ситуаций, которые могут возникать со спортсменом прямо во время соревнований. Эта методика отличается усложненной структурой, и для ее исполнения у спортсмена уже должен быть опыт выполнения упражнений. Используются подготовительные упражнения, которые также моделируют отдельные условия для быстроты и усложнения реакции. Создаются условия и для того, чтобы максимально сократить время. Если эффект от упражнений не наступает, или наступает, но не сразу, то можно использовать следующие методические приемы:
- Облегчить внешние условия;
- Использовать дополнительные силы, которые будут ускорять движения;
- Использовать эффект так называемого «ускоряющего последствия», варьировать отягощения, если спортсмен все это время тренировался с ними.
В целом стоит отметить, что все методики строго индивидуальны. Тренер должен оценивать индивидуальные особенности спортсмена. Излишняя перетренированность приводит к тому, что спортсмен скорее замедляется, чем ускоряется, поэтому если такая тенденция прослеживается, то тренер применяет другие методики, чередуя их.