Виды и формы спортивно-массовых мероприятий в школе
Спортивно-массовые мероприятия (спортивные праздники) – это одна из разновидностей досуга, форма физического и нравственного воспитания ребенка, в которую вовлечены учащиеся школ, учителя. Для организации и проведения спортивных праздников требуется определенная физическая подготовка и соблюдение мер безопасности.
Спортивные праздники играют немалую роль в популяризации и пропаганде физкультуры, спорта и здорового образа жизни среди школьников. В раннем возрасте ребенку проще привить культуру тела, гигиену, некоторые аспекты ЗОЖ, а через проведение праздников и мероприятий сделать это еще проще, ведь праздник – это прежде всего внеучебная деятельность, где ребенок может отвлечься от учебы, отдохнуть, восполнить свои силы. Спортивные праздники содержат в себе разнообразные виды спортивных упражнений, которые сочетаются с театральностью. Благодаря хорошо организованному спортивному празднику ребенок может получить толчок к занятиям на уроках физкультуры, а также к занятиям в секциях и кружках. Благодаря праздникам появляется интерес к физкультуре и спорту, дети перестают воспринимать дисциплину как что-то обязательное и неприятное. Физкультура становится гораздо интереснее и зрелищнее.
Физкультурный праздник как массовое мероприятие развлекательного характера может быть приурочен к знаменательным датам:
- День защитника Отечества;
- Международный женский день и др.
Общая продолжительность такого мероприятия составляет до двух часов, за это время могут проводиться эстафеты, перетягивание каната, показательные выступления маленьких спортсменов. Цель спортивных праздников сводится к тому, чтобы в них приняло участие как можно больше детей с разным уровнем подготовки. Существует несколько классификаций мероприятий, и в основном классификации выделяются по разным основаниям. Например, в соответствии с целью и задачами выделяют:
- Праздники, которые пропагандируют ЗОЖ. Сюда относят организацию эстафет, подвижных игр, в том числе индивидуальных и командных; различные конкурсы для младших школьников и детей постарше;
- Праздники, которые формируют интерес к событиям в мире спорта. В рамках мероприятия могут быть организованы эстафеты и командные игры. Обучающиеся узнать больше не только о российском, но и мировом спорте. На некоторые мероприятия можно приглашать знаменитых спортсменов, которые поделятся собственным опытом в достижении успеха;
- Праздники для поднятия настроения. Здесь можно принять участие в забавных увеселительных конкурсах, шуточных соревнованиях, использовать смешной реквизит. При этом поддерживается спортивная тематика, а к участию приглашаются и дети, и взрослые.
Нередко организовывают праздники, которые формируют творческую активность ребенка, демонстрируют спортивные достижения отдельных учащихся, воспитываются нравственные и морально-волевые качества, благодаря которым учащийся может добиваться успеха в жизни. Также выделяют несколько разновидностей праздников в соответствии с двигательным содержанием. Таким образом, могут быть организованы комбинированные праздники (где сочетаются строевые, гимнастические и иные упражнения из подвижных игр), праздники, которые основываются на спортивных играх или спортивных упражнениях.
По месту проведения выделяют праздники на стадионе, на специально оборудованной спортивной площадке, в естественных условиях (на природе, у леса, в парке), в бассейне. Выбор места проведения зависит от времени года и температуры воздуха. Праздники на свежем воздухе очень полезны, так как ребенок активен, а его организм насыщается кислородом. Однако такие праздники в основном целесообразно организовывать в летнее время года, а зимой только в специальном обмундировании.
Методика разработки программы спортивного праздника
Методика подготовка спортивного праздника обычно соответствуют нескольким последовательным этапам. Сначала праздник готовится, затем проводится, и в финале подводятся основные итоги спортивного праздника. На первом этапе разрабатывается сценарий и прописываются подробности предстоящего праздника. Разделяются роли и функции, подбирается музыкальное сопровождение. Место проведения должно быть празднично оформлено, потому что основная аудитория – это школьники, которые любят нестандартное и яркое оформление. По возможности вводится единая спортивная форма, у каждой команды есть свой отличительный знак или атрибутика.
При разработке сценария учитывается аудитория, а тематика зависит от сезонности, возраста участников спортивного праздника, от материально-технической базы организации. Учитывается и заинтересованность обучающихся. Как правило, кроме детей никто лучше не знает, что им подходит и будет интересно. Поэтому в некоторых случаях детям предлагают подготовить собственные выступления и сценки, продумать специфику соревнований и эстафет, а уже затем все предложения выстраиваются в сценарий, на который опираются ведущие праздника. Все этапы необходимо обязательно отразить в сценарии. Активность должна чередоваться с пассивным участием ребенка. То есть дети могут демонстрировать свои способности и принимать активное участие в мероприятиях, а также они могут просто наблюдать со стороны за выступанием других детей.
Что касается сценария, то его следует разрабатывать с учетом нескольких условий. Во-первых, нагрузки и физическая активность должны наращиваться постепенно. Во-вторых, допустимо чередование игр с высокой эмоциональностью и релаксационных игр. В противном случае ребенок перевозбудиться, что не очень хорошо сказывается на его психическом состоянии. В-третьих, задания можно разделить на индивидуальные и командные. В оценке проявления себя учитывается пол ребенка, его возраст и уровень физической подготовки. Нельзя оценивать наравне учеников младших классов и старшеклассников.