Физическая культура в российских вузах
Физкультура является официальной и обязательной дисциплиной образовательного цикла с 1994 года в соответствии с новым Государственный стандартом высшего профессионального образования (ГОСТ ВО).
Физкультура и спорт – это те дисциплины, которые позволяют человеку не только развивать физические качества, но и становится более обогащенным в духовном плане. Также физкультура и спорт развивают выносливость человека, а данное качество крайне необходимо не только в спортивной карьере, но и в повседневной жизни.
По мнению специалистов, в сфере физкультуры учащийся проходит и гуманитарную подготовку, преодолевая узкое мышление. Физкультура помогает воспитать духовно более богатую личность, у которой развито чувство социальной ответственности, справедливости и целеустремленности. Гуманитарная подготовка в сфере физкультуры и спорта выражается в очеловечивании личности, в выдвижении личности индивида как основной ценности. Для многих физкультура становится не просто проходной дисциплиной или преодолением себя: они делают спорт частью своего образа жизни, что способствует развитию здоровой и полноценной нации.
В жизни студентов физкультура и спорт играют очень значимую роль, а также выполняют несколько приоритетных функций, в их числе:
- физическая подготовка учащегося;
- интеллектуальная подготовка через освоение игровых тактик и правил;
- гармонизация физических и духовных сил, что способствует всестороннему развитию гармоничной личности;
- активизация готовности индивида полноценно реализовывать силы, которые являются отражением здорового образа жизни;
- пропаганда здорового и правильного образа жизни.
В российских высших учебных заведениях физкультура является обязательной дисциплиной. Ее не просто рекомендуют – она должны быть введена в процесс обучения для того, чтобы уравновесить интеллектуальную нагрузку. Со школы у многих учащихся складывается мнение о том, что физкультура – это второстепенная дисциплина, и что занятия можно пропускать, так как они скорее утомляют, на них уходит много сил и энергии. Однако это мнение ошибочно, и то, что у детей со школьного возраста складывается именно такое видение физкультуры в образовательном процессе, - это ответственность преподавателей. Физкультура уравновешивает образовательный процесс, она позволяет чередовать интеллектуальный труд и умственные нагрузки с физическими, что помогает создавать полноценную и всесторонне развитую личность. После нескольких пар в кабинете учащемуся крайне необходимо посетить активное занятие по физкультуре, переключить фокус внимания. К тому же, если позволяет погода и в теплое время года занятия проводятся на свежем воздухе, что помогает отвлечься, отдохнуть, восстановить утраченную на парах энергию и вернуться к учебе с новыми силами.
В российских вузах сегодня предусмотрены различные программа. Благодаря тому, что государство активно финансирует образовательные программы и учреждения, то в вузах появляются хорошо отремонтированные и оснащенные спортивные залы, имеется все необходимое для занятий оборудование. Занятия на свежем воздухе и в спортзале, инвентарь и тренажеры – все это создает подходящую атмосферу и помогает учащемуся окунуться в процесс, вынести из него максимальную пользу именно для себя и своего здоровья.
На первых курсах вуза студент еще находится в активном поиске себя, его привычки и образ жизни все еще формируется, и есть шанс, что спорт станет частью его жизни.
Роль дисциплины «Физическая культура» в педагогической системе
В сфере физической культуры и спорта в российских вузах особый акцент делают на культурные ценности. По качественным критериям ценности можно сгруппировать в следующие категории:
- Материальные ценности – это комфортные условия для занятий, качество экипировки, льготы, которые предоставляют учреждения особо активным учащимся и возможность наверстать упущенное, участвовать в соревнованиях, в том числе оплачиваемых.
- Физические ценности – иметь хорошее телосложение и привлекательное тело, развивать выносливость, умения и навыки, которые важны и в двигательной сфере, и в повседневной жизни. Одна из ценностей – это хорошее здоровье. Благодаря тому, что занятия проводятся на регулярной основе, иммунная система крепнет и может противостоять болезням и инфекциям.
- Психологические и социальные ценности, которые выражаются в чувстве удовольствия во время и после занятий спортом.
В сфере высшего образования к человеку, его личности и физическим способностям предъявляют очень много требований. Черты человека практически полностью отражают его потенциал, определяют личностные стратегии развития. Вокруг этого формируются образовательные концепции, и именно они определяют направления современного образования. Физическое развитие – это одна из основных задач современного образования, поэтому неудивительно, что физкультура как дисциплина занимает одно из ведущих мест в педагогическом процессе. К сожалению, сложилось устойчивое мнение о том, что в системе высшего образования физкультура изначально являлась средством развития физических качеств, формирования именно двигательных умений и навыков. Однако роль физкультуры куда обширнее. Например, она помогает развивать умственные способности, интеллект и выносливость, что позволяет учащемуся лучше адаптироваться к образовательному процессу и демонстрировать в этом процессе весьма успешные результаты. Дисциплина сегодня является обязательной, а образовательные стратегии постепенно меняются. Взят курс не на обязательность, а на самостоятельность и возможность выбора. Благодаря элективным курсам и занятиям, секциям и кружкам, бесплатному доступу к профессиональному оборудованию и тренажерам у учащихся появляется мотивация к посещению занятий, что благоприятно сказывается на их всестороннем развитии.