Что такое централизованные финансы?
Централизованные финансы – это один из видов финансовых отношений которые связаны с формированием фондов финансовых ресурсов государства, которые аккумулируются в бюджетной системе страны, а также в системе внебюджетных фондов, и расходуются для решения социально-экономических и политических н задач.
Централизованные финансы также называют государственными финансами.
Материальную основу финансов составляет денежный оборот.
Под реальным денежным оборотом сегодня понимают процесс в экономике, который способствует движению стоимости и сопровождается потоком платежей денежными средствами и расчетов. В качестве объекта такого денежного оборота рассматривают финансовые ресурсы, выступающие в роли источников финансирования расширенного воспроизводства.
На сегодняшний день государственные финансы характеризуют финансовые отношения, которые напрямую связаны с обеспечением централизованными источниками финансирования государственного сектора национальной экономики, приоритетных на текущий момент времени программ развития производства и общественного сектора и т.д.
Функционирование государственных финансов направлено на достижение общих целей развития национальной экономики страны.
Стоит отметить, что финансы, являясь экономической категорией, в значительной степени зависят от преобразований во взаимоотношениях между всеми элементами функционирующей финансовой системы. Прежде всего это касается взаимосвязей между финансами на микро- и на макроуровне.
В рамках финансов на макроуровне рассматривают бюджет государства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, которые, в свою очередь основываются на финансовом потенциале хозяйствующих субъектов. Финансы оказывают благотворное влияние на достижение утвержденных целей экономического развития, в связи с чем особую важность приобретает их оптимальная организация. Распределение и использование финансовых ресурсов в государстве реализовано на современном этапе развития в рамках интегрированной системы управления денежными ресурсами.
Одним из наиболее важных методологических аспектов можно назвать установление принципов организации и функционирования государственных финансов, которые позволяют выявить направления воздействия финансов на развитие государственного сектора национальной экономики, выработать наиболее важные критерии их функционирования.
Государственные финансы базируются на информационных потоках, таким образом, принятие различных решений на уровне государства базируется на комплексе информации. Анализ поступающих сведений имеет значение как непосредственно в момент принятия решения, так и в процессе мониторинга его исполнения.
Закономерности развития государственных финансов
Состояние централизованных финансов определяется прежде всего мерой сбалансированности государственного бюджета. К сожалению, для бюджета России на протяжении XIX в. был свойственен характер дефицит денежных средств, с аналогичным бюджетом Россия вошла и в XX век.
Руководители финансовых ведомств и министерств, а также члены правительства, которые курировали эти ведомства в XIX в., понимали, что сбалансированность расходной и доходности части бюджета в значительной степени зависит в первую очередь от уровня развития и состояния российской национальной экономики, реализуемой государством политики в сфере социально-экономических преобразований.
Довольно стремительное развитие нашей страны в XIX в., для которого был характерен быстрей переход от мануфактуры к машинной индустрии и довольно крупному промышленному производству в начале XX века, а также активно развитие внутренней и внешней торговли, отмена крепостного права сопровождалось реформированием всех сторон общественной жизни, в том числе и государственного устройства.
Реформы политической и социально-экономической направленности сопровождались и глобальными изменениями в организации отношений в сфере государственных финансов.
На сегодняшний день доходная и расходная части государственного бюджета тесно связаны между собой. Функционирующая налоговая система, как правило, определяет значительную часть государственных доходов, а рост величины расходной части, как правило, связан с различными экстраординарными событиями: войнами, природными катаклизмами, революциями. Подобные события оказывают негативное влияние на динамику доходов от народного хозяйства, снижают товарооборот, а, следовательно, способствуют уменьшению поступления налогов в бюджет. Возможности налогового бремени в значительной степени ограничены уровнем платёжеспособности населения, а переход границ чреват возникновением и обострением социальной напряжённости в обществе.
Более лёгким путём сбалансирования бюджета на сегодняшний день является покрытие бюджетного дефицита либо дополнительной эмиссией денежных средств, либо ростом государственного долга. Именно такой путь и выбрала Россия в XIX-XX веках.
Среди негативных последствий чрезмерной эмиссии можно выделить расстройство денежного обращения, что влечет за собой и нарушение денежных отношений во всех сферах и, особенно, в бюджетных отношениях.
Расстройство финансовой системы становится основной из причин расстройства государственным финансов, и непременным условием оздоровления финансов является оздоровление денежного обращения.
История развития России XIX - XX вв. достаточно яркая иллюстрация чередования войн, обострения противоречий между зарождающимся российским предпринимательством и помещиками землевладельцами, реформ в государственном управлении и периодического расстройства денежного обращения, роста бюджетного дефицита и реформ в области государственных финансов, денежного обращения и банковских структур.