Валовая продукция
Валовая продукция является обобщающим показателем деятельности любой организации или отрасли, она отражает меру вклада предприятия в процесс удовлетворения потребностей общества.
В промышленности обычно применяется понятие «валовая продукция», а в отраслях торговли, в которых не производят товары, создаваемая в них стоимость именуется валовым доходом. Эта стоимость создается посредством труда работников торговой отрасли.
Валовой доход на макроуровне показывает часть торговли в сумме цен товаров народного потребления.
Как экономическая категория, валовой доход торговой организации представляет собой часть стоимости продукции, предназначенной для покрытия затрат обращения и для того, что бы образовать прибыль. В составе валового дохода можно выделить чистую продукцию, характеризующую вновь созданную стоимость, которая состоит из оплаты труда работников и прибыли.
Валовой доход – это часть стоимости товара, продукции или услуг, которые создаются в торговле или общественном питании. Она используется для покрытия издержек и образует прибыль. В составе валового дохода можно выделить чистую продукцию, которая представляет собой вновь созданную стоимость (состоит из заработной платы, социальных отчислений, прибыли).
Валовой доход может быть вычислен в абсолютном и относительном выражении. Абсолютный показатель валового дохода представляет собой его сумму, а относительный — отношение суммы валового дохода к розничному товарообороту в процентах. В оптовой торговле это отношение к объему оптового товарооборота при участии в расчетах, а в общественном питании отношение к валовому товарообороту.
Виды валового дохода
Валовой доход бывает нескольких видов, он не однороден по составу для предприятий оптовой и розничной торговли. Так, на предприятиях торговли большой вес в валовом доходе имеют доходы от реализации продукции, а в сфере общественного питания сюда также включаются и доходы реализации товаров собственного производства. Для некоторых предприятий этот доход является единственным.
Валовой доход реализации в сфере услуг не очень большой, но его косвенное влияние, которое проявляется в привлечении потребителей, имеет большое значение.
Валовой доход от реализации образуется за счет торговых надбавок в процессе осуществления оптовой и розничной торговли, а также наценок на товары собственного производства в сфере общественного питания, которые являются особым системным элементом цены продукта и отражают долю компании в ее формировании. Чем богаче общество, тем больше требований к качеству сферы обслуживания, а соответственно выше и торговые надбавки (наценки) в цене продукции.
Торговые наценки - цены услуг организации торговли или общественного питания по доведению продукции до покупателей и ее продажи. Основные задачи торговых надбавок (наценок) - возмещение текущих издержек в материальных, трудовых и финансовых ресурсах, которые направлены на продвижение продукции от производителей к покупателям и обеспечение рентабельности реализуемой продукции. Достижение поставленной задачи будет зависеть от размеров торговых надбавок (наценок), который может определяться как внешними, так и внутренними ограничениями ее формирования.
Внешние границы обуславливаются складывающейся конъюнктурой потребительского рынка. Верхний предел торговой наценки (надбавки) формируется путем сопоставления цен спроса потребителей продукции (товара), которые могут измениться в такой же степени в зависимости от уровня торгового обслуживания, условия оплаты и иных причин.