Функции валового дохода
Валовой доход представляет собой выручку, полученную от произведенной или реализованной продукции (товарооборот), за минусом затрат по оплате стоимости полученных товаров от поставщиков. В торговых организациях валовой доход принято обозначать термином выручка от реализации.
В валовой доход входят следующие составные части:
- суммы денежных средств, которые получены от производства и реализации продукции. В торговле этот показатель можно найти как разность между ценой продажи товаров (товарооборот) и ценой их покупки. Эту часть валового дохода можно представить в виде торговой надбавки;
- поступление денежных средств за оказанные услуги и выполненную работу (например, при пошиве верхней одежды, раскрое тканей, доставке товаров на дом и др.);
- прочие доходы неосновной деятельности (сальдо дохода и расхода от внереализационных операций, реализация излишек оборудования, передача во временное пользование неиспользуемых помещений, передача объектов в аренду, доход долевого участия от деятельности других компаний, от продажи ценных бумаг, которые принадлежат компании и др.).
Экономическая функция валового дохода — осуществление возмещения издержек обращения, выплата налоговых платежей, сборов и процесс образования прибыли компании.
Основную часть валового дохода формирует торговая деятельность. При этом валовой доход можно рассчитать по следующей формуле:
$ВД=Н+У+П$, где:
- ВД — валовой доход;
- Н — надбавки торговых компаний;
- У — стоимость оказанной услуги (услуг);
- П — прочий доход.
Источники валового дохода
Важными источниками, которые формируют объем и уровень валового дохода, являются:
- величина, состав и ассортимент продукции;
- условия при поставке продукции;
- экономическое обоснование торговой надбавки;
- количество и качество дополнительных услуг.
Если объем товарооборота увеличивается, то это значит, что растет масса валового дохода. То есть, чем больше продано продукции, тем больше будет совокупная сумма торговых надбавок.
Состав товарооборота влияет не так сильно, но имеет место. Это происходит по причине различных уровней наценок на продукцию, которая реализуется в розницу, и товары, которые продаются оптом.
В розничной сети надбавка больше, так как в процессе изменения форм стоимости потребуются дополнительные затраты. Более того, состав оптового оборота может также оказывать влияние на объем валового дохода. Транзитным оборотом образуется меньший доход, чем складской, так как меньшие затраты торговой организации при этой форме продажи могут обеспечить нужную эффективность деятельности и при маленькой торговой надбавке.
Дифференциация торговых наценок по каждой товарной группе обуславливает связь ассортиментной структуры товарооборота и сумм валового дохода.
При взвешенном выборе поставщика можно определить не только цену поставки продукции в торговлю, но и такие показатели стабильности и прибыльности работы предприятия торговли, как качественный товар, способы и формы оплаты, гарантированные и частые поставки, их комплектность, размеры партий и др.
При рыночной экономической модели торговые предприятия могут самостоятельно устанавливать наценки (надбавки) на большинство товарных групп.
Широкое предоставление дополнительных услуг торговых компаний может зависеть от ее профиля и профессионализма руководящего состава. Поступление платежей за оказанные услуги в валовой доход могут колебаться от полного их отсутствия до 2—2,5% в его общей сумме. Косвенное влияние, которое может быть связано с привлечением потребителей, как показала практика и опыт экономически развитых государств, значительно весомее.