Управление средствами Резервного фонда
Управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния - это действия, направленные на сохранение средств фондов и получение стабильных доходов от их размещения на долгосрочную перспективу.
Полномочия, определяющие процессы управления средствами Резервного фонда возлагаются на Министерство финансов Российской Федерации. Порядок управления определяется Правительством Российской Федерации. Отдельные функции реализуются Центральным банком Российской Федерации.
Основные способы управления средствами Резервного фонда:
- приобретение на средства из фонда иностранной валюты с последующим её размещением на специальных счетах в Центральном банке Российской Федерации. Эти счета выражаются в соответствующей иностранной валюте, причём Центральный банк уплачивает проценты за пользование денежными средствами в соответствии с договором банковского счёта,
- размещение средств из фонда в финансовые активы и иностранную валюту. Активы также номинируются в иностранной валюте, их перечень жёстко определён на законодательном уровне.
На практике Министерство финансов осуществляет управление средствами резервного фонда первым способом. Это значит, что Министерство финансов размещает средства Резервного фонда на валютных счетах в Банке России. Министерство финансов утверждает порядок расчёта и зачисления процентов за пользование денежными средствами, хранящимися на специальных счетах для учета средств Резервного фонда. Начисление процентов производится в соответствии с доходностью индексов, сформированных из разрешенных для размещения средств фонда финансовых активов.
Предельная доля различных финансовых инструментов в структуре размещения средств Резервного фонда определяется Правительством Российской Федерации. Для повышения эффективности управления средствами, Министерству финансов РФ предоставлено право определять нормативные доли, не превышающие установленные правительством лимиты.
Правительство РФ предъявляет следующие требования к финансовым активам:
- средства из резервного фонда можно размещать в долговые ценные бумаги иностранных государств, центральных банков и государственных агентств ограниченного списка стран. В частности, допустимо приобретение инструментов Австрии, Великобритании, Бельгии, Германии, Канады, Дании, Нидерландов, Люксембурга, Франции, Финляндии, США, Швеции,
- у эмитента, выпустившего приобретаемые долговые обязательства, должен быть высокий рейтинг кредитоспособности на долгосрочную перспективу по оценке ведущих рейтинговых агентств. Если разные агентства присвоили эмитенту разные рейтинги в части долгосрочной кредитоспособности, во внимание принимается худший из них,
- приобретаемые долговые обязательства должны иметь фиксированный срок погашения, причём у эмитента не должно быть возможности досрочно осуществить их выкуп или погашение. Владелец долговых обязательств тоже не должен иметь возможность досрочно предъявить к погашению или выкупу имеющиеся у него долговые обязательства,
- Министерство финансов определяет нормативы максимального и минимального срока до погашения выпуска долговых обязательств,
- по купонным долговым обязательствам должны быть зафиксированы ставка купонного дохода и номинал долговых обязательств,
- номинал долговых обязательств должен быть выражен в одной из трёх валют: доллары США, евро или фунты стерлингов. Осуществление платежей должно осуществляться в той же валюте,
- по объемам выпуска долговых обязательств, которые находятся в обращении, установлен минимальный размер, зависящий от валюты,
- выпуски долговых обязательств не должны быть предназначены для непубличного размещения.
Министерство финансов определило нормативную валютную структуру для размещения средств Резервного фонда, текущие сроки до погашения по выпускам долговых обязательств, а также перечень иностранных государственных агентств, долговые обязательства которых могут использоваться для размещения средств Резервного фонда с указанием максимального номинального объема приобретённых долговых обязательств.
Управление средствами Фонда национального благосостояния
Процесс управления средствами Фонда национального благосостояния в целом похож на управление средствами Резервного фонда. Деятельность по управлению обоими фондами осуществляется Минфином РФ в соответствии с установленным Правительством порядком. Некоторые функции, касающиеся управления денежными средствами, возлагаются на Банк России. Допустимо привлечение специализированных финансовых организаций, которые осуществляют отдельные полномочия в связи с управлением средствами Фонда национального благосостояния.
В отличие от Резервного фонда, средства Фонда национального благосостояния могут размещаться в финансовые активы, выраженные не только в иностранной валюте, но и в российских рублях. Соответственно, эмитентами долговых обязательств могут быть не только иностранные учреждения, но и российские организации. В таком случае номинал долговых обязательств может выражаться в российских рублях. Кроме того, для размещения средств Фонда национального благосостояние предусматривается более широкий перечень финансовых активов, допустимых для осуществления вложений.
Важными для размещения средств, аккумулированных в Фонде национального благосостояния, представляются такие специфические инструменты, как депозиты во Внешэкономбанке, паи инвестиционных фондов и акции юридических лиц. К юридическим лицам, акции которых используются для размещения средств, предъявляются достаточно жесткие требования – это важно для обеспечения безопасности размещения средств. Однако доля средств, выраженных в российских рублях, не должна превышать 40%.