Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Тенденции развития финансовой системы Германии

Все предметы / Финансы / Тенденции развития финансовой системы Германии
Содержание статьи

Финансовая система государства

Определение 1

Финансовая система — это одна из форм организации экономических отношений между субъектами процесса по распределению финансовых ресурсов, как правило, в рамках государства.

Также под государственной финансовой системой понимают совокупность финансовых отношений, которые в течение некоторого периода времени формировались в области государственных финансов. Если говорить об экономической сущности любой финансовой системы, то можно сказать, что финансовые отношения по своей природе относятся к группе распределительных, при этом распределение денежных средств в большинстве случаев реализовано по отдельным субъектам, которые, в свою очередь, организовывают фонды денежных средств целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют процессе воспроизводства. Так, например, такие субъекты могут выступать в роли различного рода обязательных участников, реализовать функции страховых агентов или участвовать в государственном регулировании финансовой сферы. Следует отметить, что именно роль на сегодняшний день рассматривается как важнейший классификационной критерий финансовых отношений. На современном этапе развития роль и значение государства как основного финансового института в значительной мере возрастает во всех развитых и развивающихся странах, вследствие чего могут увеличиваться и затраты на его содержание.

Особенности и тенденции развития финансовой системы Германии

На сегодняшний день современная немецкая финансовая система состоит из:

  • общего федерального бюджета;
  • бюджетов земель (16 элементов);
  • бюджетов общин;
  • различного рода специальных и внебюджетных фондов финансовых ресурсов;
  • бюджет финансовых ресурсов Федеральной железной дороги и Федеральной почты;
  • финансы учреждений и организаций, создаваемых государством;
  • финансовые ресурсы органов социального страхования и защиты.
Замечание 1

Стоит отметить, что вся Германия разбита на финансовые округа, при этом в качестве связующего элемента между федеральным бюджетом и бюджетом земель выступают высшие финансовые дирекции, объединяющие некоторую совокупность финансовых округов.

Аналогично финансовым системам развитых и развивающих государств бюджет выступает в качестве важнейшего звена немецкой финансовой системы. Стоит отметить, что его структура и непосредственно бюджетный процесс в полной мере соответствует федеральному характеру государственного строя государства. В государственный бюджет Германии в обязательном порядке включаются доходы и расходы трех основных уровней федерации (государственный бюджет высшего уровня), земель (иначе говоря региональные бюджеты) и общин (так называемые местные бюджеты).

Готовые работы на аналогичную тему

Доходы федерального бюджета Германии формируются в большей части за счет налоговых поступлений, который составляют порядка 80%, при этом около 2/3 таких поступлений формируются за счет прямых налогов.

Структура расходов федерального бюджета Германии в полной мере характеризует функции, которые возложены на правительство.

Так, например, на центральное правительство возложены следующее расходы:

  • расходы на оборону, которые непосредственно связаны с реализацией внешней политики;
  • большая часть расходов социального характера;
  • расходы, связанные с научной и образовательной деятельностью;
  • финансирование содержания комплекса государственных организаций и бюджетных учреждений.

Также одним из важнейших элементов финансовой системы Германии являются так называемые специальные фонды, которые по своему объему занимают второе место после государственного бюджета государства. Важнейшую роль них играет Фонд социального страхования, который сформирован из огромного числа автономных фондов, которое затрагивают различные виды страхования, например, фонды страхования по временной нетрудоспособности, на случай безработицы и т.д.

На сегодняшний день общей для всех функционирующих фондов социального страхования можно назвать систему мобилизации доходов.

В настоящее время фонды финансовых ресурсов специальных фондов могут быть образованы за счет следующих источников:

  • отчислений обязательного характера;
  • взносов индивидуальный предпринимателей, которые формируют наибольшую долю;
  • государственных субсидий и ассигнований из федерального бюджета Германии.

Финансы земель и общин также занимают немаловажное место в финансовой системе государства – их доля в национальном бюджете Германии превышает 25%.

Другая составная часть финансовой системы страны – финансы государственных предприятий. Германия имеет развитый сектор государственной собственности. Основу государственных промышленных предприятий составляют крупные концерны, в руках которых сосредоточено около 2/3 всего акционерного капитала государственных предприятий.

Среди основных особенностей и тенденций развития финансовой системы Германии можно выделить следующие:

  • финансовая система Германии включает в себя бюджеты трех уровней, специализированные правительственные фонды, государственные организации и хозяйствующие субъекты;
  • формирование бюджетов осуществляется в большей части за счет поступления налоговых платежей, при этом прямые налоги, как правило, превышают поступления от косвенных налогов приблизительно в два раза;
  • значительная доля государственных финансовых ресурсов направляется на социальное обеспечение; второе место занимают расходы на экономику; оборону; далее идут затраты на научную и образовательную деятельность и т.д.;
  • специальные правительственные расходы Германии существуют помимо основных бюджетов. Формируются в большей части счет отчислений с заработной платы сотрудников;
  • государственные хозяйствующей единицы относятся в основном к нерентабельным отраслям и видам производства, поэтому довольно части подобные экономические субъекты убыточны, а их убытки, как правило, покрываются за счет федерального бюджета.
Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Полина Михайловна Копруджу

Эксперт по предмету «Финансы» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис