Бюджет — это план формирования и расходования денежных средств, которые предназначены для финансового обеспечения функций и задач государства, а также местного самоуправления.
Бюджетная система РФ и бюджетная классификация
Как неотъемлемая часть финансовой политики, бюджетная политика ориентирована на исходный принцип управления денежными потоками — компромисс интересов каждого участника воспроизводственного процесса, направленный на наращивание совокупного потребления. В ином случае бюджетная политика может стать инструментом разрушения потенциала экономики страны.
Бюджетная система представляет собой совокупность различных видов бюджетов в стране. В основе бюджетной системы России - экономические отношения и государственное устройство страны, регулируемые законодательством федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты и бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Существование в бюджетной системе различных видов бюджетов объясняется обширностью государственной территории страны, поэтому политическое управление в ней подразумевает формирование различных подразделений — публично-правовых образований. Виды бюджетов сформирования из-за деления государства на территории для повышения эффективности реализации власти.
Необходимость бюджета для каждого публично-правового образования продиктована тем, что бюджет – это его финансовая база, являющаяся фундаментом функционирования конкретного образования, осуществления его функций и задач.
Бюджетная классификация предполагает группировку доходов и расходов, а также источников покрытия дефицита бюджетов. Она используется для разработки и исполнения бюджетов, формирования отчетности, которая обеспечивает сопоставимость показателей в бюджетной системе страны.
Принципы формирования государственного бюджета России
С одной стороны, бюджетное устройство подчинено принципам бюджетного права, а с другой стороны система сложившихся элементов бюджетного устройства «сама» создает базу для бюджетно-правового регулирования, так как в российской «бюджетной действительности» принципы формирования государственного бюджета как элемента бюджетного устройств относятся к принципам бюджетного права в общем.
В теории существуют различные методики по планированию доходов бюджета, однако большинство известных методических разработок по формированию бюджетных процессов фактически основано на следующих ключевых вариантах планирования:
- прямые методы прогнозирования налоговой базы;
- оценка с учетом динамики показателей макроэкономики;
- индексация данных, которые были получены в предыдущем периоде.
Все эти методы применяются для расчета среднего размера планируемых доходов, но всем им присущи недостатки и необходимость ввода корректировочных коэффициентов.
К настоящему времени полноценно разработаны только показатели налогов, которые составляют основу доходов федерального бюджета: налог на добавленную стоимость, на прибыль организаций и на добычу полезных ископаемых.
Расходная и доходная части государственного бюджета направляются на финансирование государством производства услуг в образовании, здравоохранении, правопорядке, обороне, социальной защите и т.п. Однако имеются противоречия между обязательством государства предоставлять обществу качественные бюджетные услуги и их фактической оценкой со стороны общественности.
Решение проблемы формирования бюджетных услуг, необходимых обществу, возможно с помощью следующих методических подходов:
- Формирование государством перечня приоритетных стратегических задач социально-экономического развития. Затем все распорядители бюджетных средств выбирают цели и задачи из этого перечня, на основе чего формируется план бюджетных программ и бюджетных мероприятий. Для реализации таких программ распорядитель бюджет должен подтвердить их обоснованными расчетами по финансированию доходной части. На основе этого формируются бюджеты на плановые периоды.
- Государство сначала выявляет потребности населения в государственных услугах (правопорядок, здравоохранение, культура, оборона и т.д.) на базе опроса общественного мнения, специальных исследований, мнения экспертов и т.п. С учетом полученной информация формируются цели, задачи и необходимые мероприятия для решения обозначенных проблем. Производится одновременная структуризация целей, задач и мероприятий по программам, их бюджетная оценка последних, определяется плановая стоимость мероприятий. Результатом такой работы становится перечень программ, предлагаемых для реализации с описанием объема и источника их финансирования.
Многие страны внедряют методы бюджетирования, ориентированные на результат, однако это зачастую вызывает негативное отношение со стороны аппарата чиновников: новые методы бюджетирования ассоциируются не с необходимостью совершенствования работы, а лишь с дополнительной нагрузкой. При отсутствии у персонала должной квалификации затруднена качественная подготовка, реализация и мониторинг федеральных целевых программ.
Среди ключевых показателей эффективности, используемых в настоящее время для оценки процессов формирования российского государственного бюджета, можно назвать:
- показатели экономической эффективности, которые представляют собой расчет соотношения прямых результатов деятельности, непосредственных результатов государственных программ и мероприятий с теми затратами, которые были израсходованы для их достижения;
- показатели общественной эффективности, которые рассчитываются как соотношение общественно значимых эффектов деятельности (конечные показатели результата деятельности, а также его изменение в динамике) с непосредственными показателями деятельности;
- показатели общественно-экономической эффективности, которые представляют собой соотношение размера конечных общественно значимых результатов, полученного в ходе реализации государственной программы, и суммарной величины затрат.