Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Структура, принципы и проблемы формирования российского государственного бюджета

Определение 1

Бюджет — это план формирования и расходования денежных средств, которые предназначены для финансового обеспечения функций и задач государства, а также местного самоуправления.

Бюджетная система РФ и бюджетная классификация

Как неотъемлемая часть финансовой политики, бюджетная политика ориентирована на исходный принцип управления денежными потоками — компромисс интересов каждого участника воспроизводственного процесса, направленный на наращивание совокупного потребления. В ином случае бюджетная политика может стать инструментом разрушения потенциала экономики страны.

Бюджетная система представляет собой совокупность различных видов бюджетов в стране. В основе бюджетной системы России - экономические отношения и государственное устройство страны, регулируемые законодательством федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Существование в бюджетной системе различных видов бюджетов объясняется обширностью государственной территории страны, поэтому политическое управление в ней подразумевает формирование различных подразделений — публично-правовых образований. Виды бюджетов сформирования из-за деления государства на территории для повышения эффективности реализации власти.

Необходимость бюджета для каждого публично-правового образования продиктована тем, что бюджет – это его финансовая база, являющаяся фундаментом функционирования конкретного образования, осуществления его функций и задач.

Бюджетная классификация предполагает группировку доходов и расходов, а также источников покрытия дефицита бюджетов. Она используется для разработки и исполнения бюджетов, формирования отчетности, которая обеспечивает сопоставимость показателей в бюджетной системе страны.

Принципы формирования государственного бюджета России

С одной стороны, бюджетное устройство подчинено принципам бюджетного права, а с другой стороны система сложившихся элементов бюджетного устройства «сама» создает базу для бюджетно-правового регулирования, так как в российской «бюджетной действительности» принципы формирования государственного бюджета как элемента бюджетного устройств относятся к принципам бюджетного права в общем.

«Структура, принципы и проблемы формирования российского государственного бюджета» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В теории существуют различные методики по планированию доходов бюджета, однако большинство известных методических разработок по формированию бюджетных процессов фактически основано на следующих ключевых вариантах планирования:

  • прямые методы прогнозирования налоговой базы;
  • оценка с учетом динамики показателей макроэкономики;
  • индексация данных, которые были получены в предыдущем периоде.
Замечание 1

Все эти методы применяются для расчета среднего размера планируемых доходов, но всем им присущи недостатки и необходимость ввода корректировочных коэффициентов.

К настоящему времени полноценно разработаны только показатели налогов, которые составляют основу доходов федерального бюджета: налог на добавленную стоимость, на прибыль организаций и на добычу полезных ископаемых.

Расходная и доходная части государственного бюджета направляются на финансирование государством производства услуг в образовании, здравоохранении, правопорядке, обороне, социальной защите и т.п. Однако имеются противоречия между обязательством государства предоставлять обществу качественные бюджетные услуги и их фактической оценкой со стороны общественности.

Решение проблемы формирования бюджетных услуг, необходимых обществу, возможно с помощью следующих методических подходов:

  1. Формирование государством перечня приоритетных стратегических задач социально-экономического развития. Затем все распорядители бюджетных средств выбирают цели и задачи из этого перечня, на основе чего формируется план бюджетных программ и бюджетных мероприятий. Для реализации таких программ распорядитель бюджет должен подтвердить их обоснованными расчетами по финансированию доходной части. На основе этого формируются бюджеты на плановые периоды.
  2. Государство сначала выявляет потребности населения в государственных услугах (правопорядок, здравоохранение, культура, оборона и т.д.) на базе опроса общественного мнения, специальных исследований, мнения экспертов и т.п. С учетом полученной информация формируются цели, задачи и необходимые мероприятия для решения обозначенных проблем. Производится одновременная структуризация целей, задач и мероприятий по программам, их бюджетная оценка последних, определяется плановая стоимость мероприятий. Результатом такой работы становится перечень программ, предлагаемых для реализации с описанием объема и источника их финансирования.

Многие страны внедряют методы бюджетирования, ориентированные на результат, однако это зачастую вызывает негативное отношение со стороны аппарата чиновников: новые методы бюджетирования ассоциируются не с необходимостью совершенствования работы, а лишь с дополнительной нагрузкой. При отсутствии у персонала должной квалификации затруднена качественная подготовка, реализация и мониторинг федеральных целевых программ.

Среди ключевых показателей эффективности, используемых в настоящее время для оценки процессов формирования российского государственного бюджета, можно назвать:

  • показатели экономической эффективности, которые представляют собой расчет соотношения прямых результатов деятельности, непосредственных результатов государственных программ и мероприятий с теми затратами, которые были израсходованы для их достижения;
  • показатели общественной эффективности, которые рассчитываются как соотношение общественно значимых эффектов деятельности (конечные показатели результата деятельности, а также его изменение в динамике) с непосредственными показателями деятельности;
  • показатели общественно-экономической эффективности, которые представляют собой соотношение размера конечных общественно значимых результатов, полученного в ходе реализации государственной программы, и суммарной величины затрат.
Дата последнего обновления статьи: 27.05.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot