Фонд национального благосостояния
Фонд национального благосостояния (ФНБ РФ) – это часть обособленных финансовых ресурсов бюджета федерального уровня, предназначенных для обеспечения софинансирования пенсионных накоплений граждан РФ, сформированных на добровольной основе, а также обеспечения возможности покрытия дефицита в случае его возникновения, бюджета Пенсионного Фонда РФ.
Финансовые ресурсы ФНБ на сегодняшний день формируются за счет следующих доходов:
- доходов бюджета федерального уровня от таможенных пошлин на нефть и газ, а также продуктов их переработки в объеме, который превышает утверждённый на соответствующий бюджетный год размер так называемого нефтегазового трансферта, но только в том случае, если накопленный размер денежных средств Резервного фонда достиг или же превышает утвержденный на законодательном уровне норматив;
- полученных доходов от управления финансовых ресурсов ФНБ (например, доход от ценных бумаг).
Стоит отметить, что доходы нефтегазового характера на сегодняшний день складываются за счет следующих доходов:
- взимания введенного на законодательном уровне налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (т.е. нефти и газа);
- введенных вывозных таможенных пошлин на нефть сырую нефть, природных газ, а также продукты их переработки.
Вычисление нефтегазовых доходов федерального бюджета, которые поступили в том или ином периоде, кроме доходов нефтегазового характера бюджета федерального уровня, которые поступили к декабрю отчетного финансового года, выполняется Министерством финансов РФ на ежемесячной основе, как правило, до 20-го числа месяца, следующего за отчетным.
Управление финансовыми ресурсами ФНБ на сегодняшний день осуществляет Министерство финансов РФ в порядке, который установлен на законодательном уровне главным исполнительным органом власти – Правительством РФ. Основной целью управления финансовыми ресурсами ФНБ на сегодняшний день можно назвать обеспечение сохранности финансовых ресурсов такого фонда, а также стабильного уровня доходов от их размещения в долгосрочном периоде.
Финансовые ресурсы ФНБ могут быть размещены в иностранную валюту и такие виды финансовых активов как: различного рода долговые обязательства прочих стран, иностранных государственных агентств и центробанков; долговые обязательства международных и транснациональных финансовых организаций, в том числе те, которые оформлены соответствующими ценными бумагами; вклады и остатки на расчетных счетах в банковских структурах и прочих финансовых учреждений, а также корпорации, созданной государством - Внешэкономбанка; вклады и остатки на банковских счетах в Банке России; долговые обязательства и акции, облигации юридических лиц и прочих хозяйствующих субъектов; паи (доли участия) различного рода инвестиционных фондов.
Резервный фонд РФ
Резервный фонд – это обособленная часть финансовых ресурсов федерального бюджета, предназначенная для финансового обеспечения нефтегазового трансферта в случае дефицита доходов нефтегазового характера.
Среди целей формирования и расходования финансовых ресурсов Резервного фонда можно назвать обеспечение сохранности финансовых ресурсов и стабильного уровня доходов от его размещения таких финансовых ресурсов в долгосрочном периоде.
Резервный фонд РФ был сформирован в феврале 2008 года – сразу после упразднения существовавшего в то время Стабилизационного фонда и его разделения на Резервный Фонд и ФНБ.
Управление финансовыми ресурсами Резервного на сегодняшний день осуществляет Министерство финансов РФ в порядке, который установлю на законодательном уровне главным исполнительным органом власти – Правительством РФ. Однако, некоторые полномочия в рамках управления финансовыми ресурсами Резервного фонда переданы на сегодняшний день Банку России.
Управление финансовыми ресурсами не запрещает возможности получения отрицательных финансовых результатов, но исключительно в краткосрочном периоде времени.
Финансовые ресурсы Резервного фонда могут быть сформированы за счет:
- доходов бюджета федерального уровня нефтегазового характера в объёме, который превышает утвержденный на текущий бюджетный год размер нефтегазового трансферта при соблюдении условия, что накопленный объём финансовых Резервного фонда не превышает утвержденной нормативной величины.
- доходов от управления финансовых ресурсов Резервного фонда (например, доход от ценных бумаг).
Финансовые ресурсы Резервного фонда могут быть размещены в иностранную валюту и такие виды финансовых активов, которые, как правило, номинированы в иностранной валюте: долговые обязательства зарубежных стран, иностранных государственных агентств и центральных банков; долговые обязательства международных финансовых организаций, в т. ч. оформленные ценными бумагами; депозиты и остатки на банковских счетах в иностранных банковских структурах и кредитных организациях; депозиты и остатки на банковских счетах в Банке России.
Стоит отметить, что в последнее время нормативная величина Резервного фонда не устанавливается, а доходы федерального бюджета нефтегазового характера не используются для финансирования нефтегазового трансферта и для формирования Резервного фонда и ФНБ, так как в большей степени направляются на финансирование расходов бюджета государства.
После формирования нефтегазового трансферта в полном объёме доходы нефтегазового характера направляются Резервный фонд. Нормативная величина Резервного фонда утверждается соответствующим законодательным актом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, который определяется исходя из 10 % планируемого на соответствующий год объёма ВВП.
Стоит отметить, что как было отмечено ранее, после достижения нормативного уровня поступлений Резервного фонда в дальнейшем доходы нефтегазового характера направляются в ФНБ РФ.