Резервный фонд и порядок его формирования
Резервный фонд – это государственный фонд, формируемый за счет средств федерального бюджета и управляемый обособлено, основная цель создания которого заключается в обеспечении сбалансированности федерального бюджета государства.
Организация Резервного фонда тесно взаимосвязана с реструктурированием и разделением 1 февраля 2008 года существовавшего ранее Стабилизационного фонда РФ на две составляющие: Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, организациях каждого их которых преследовала особые цели.
Формирование Резервного фонда может быть осуществлено за счет:
- получения дополнительных доходов, связанных с реализацией энергоносителей, в т.ч. нефти и газа, исключительно в случае, если накопленный объем финансовых ресурсов фонда не ниже нормативной величины;
- получения доходов, связанных с управлением финансовыми ресурсами фонда, которые до 1 февраля 2020 года направлялись не на формирование фонда, а на покрытия расходов бюджета государств.
Дополнительные доходы бюджета государства, полученные от реализации нефти и газа, могут быть рассчитаны как разница между нефтегазовыми доходами, которые определяются на основании планируемой цены на нефть либо величины уже поступивших в федеральный бюджет средств за отчетный финансовый год, и нефтегазовыми доходами, которые рассчитываются на основании базовой стоимости на нефть.
Базовая цена нефти, определяемая на очередной финансовый год, представляет собой стоимость нефти, которая определяется как средняя стоимость одного барреля нефти, в эквиваленте американских долларов, за последние 5 лет, которые завершаются текущим финансовым годом.
Стоит отметить, что последние несколько лет функционирования Резервного фонда дополнительные доходы от реализации нефти и газа в него не поступали, в связи с чем для его пополнения использовали прочие источники финансирования. Так, например, в 2010 году были возвращены финансовые ресурсы, выделенные из Резервного фонда, которые остались после покрытия расходов федерального бюджета РФ. В 2014 году в рамках формирования данного фонда были зачислены валютные средства, которые были приобретены за счет средств федерального бюджета в рамках величины дополнительно полученных доходов от реализации нефти и газа.
На ежегодной основе финансовые ресурсы данного фонда формировались за счет приобретения национальной валюты. Так, валовый объем валюты РФ, который был приобретён в рамках пополнения Резервного фонда РФ в 2016 году для покрытия возникшего дефицита бюджета РФ, составил более 2 трлн. руб.
В рамках формирования Резервного фонда необходимо отметить волатильность величины получаемых от реализации товаров и услуг дополнительных нефтегазовых доходов, таким образом, их величина в значительной мере характеризуется нестабильностью, что делает достаточно трудоемким ее прогнозирование.
Управление Резервным фондом и его использование
Управление финансовыми ресурсами Резервного фонда на сегодняшний день возложено на Министерство финансов РФ. При этом некоторый функционал по управлению финансовыми ресурсами фонда может быть возложен и на Банк России, выступающего в роли мегарегулятора.
Управление финансовыми ресурсами данного фонда может осуществляться:
- посредством приобретения иностранной валюты в Банке России и размещаемых на его счетах. При этом за размещения финансовых ресурсов на счетах Банка России, последний уплачивает начисленные проценты в соответствии с условиями договора банковского счета;
- посредством размещения финансовых ресурсов фонда в иностранной валюте и в различные финансовые активы и инструменты, которые номинированы в иностранной валюте, при этом список таких активов определяется действующими на территории РФ нормативными и законодательными актами.
Стоит отметить, что перечисленные способы могут быть использованы как обособленно, так и в тесной взаимосвязи.
Правительство РФ на законодательном уровне устанавливает лимит долей разрешенных финансовых активов в общем валовом объеме финансовые ресурсов фонда. В целях увеличения уровня эффективности управления финансовыми ресурсами фонда Министерство финансов вправе устанавливать нормативные доли разрешенных финансовых активов в общем валовом объеме финансовые ресурсов фонда в рамках соответствующих долей, которые установлены Правительством РФ.
Финансовые ресурсы Резервного фонда могут расходоваться на финансовое обеспечение так называемой нефтегазового трансферта и досрочное погашение внешнего долга государства.
Использование финансовых ресурсов Резервного фонда может быть направлено на формирование нефтегазового трансферта, как правило, которые реализуется без внесения изменений в принятое законодательство о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Максимальный объем финансовых ресурсов Резервного фонда, которые могут быть направлены на обеспечения нефтегазового трансферта утверждается в рамках законодательства о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Расходование финансовых ресурсов данного фонда на финансирование нефтегазового трансферта в моменты неблагоприятной конъюнктуры рыночных цен на нефть и газ дает возможность реализовать сбалансированную бюджетную политику, обеспечивать устойчивое социально-экономическое развитие государства в целом, снижая его зависимость колебаний цен на мировых рынках.
Досрочное погашение государственного внешнего долга РФ за счет финансовых ресурсов фонда в большей степени ориентировано на уменьшение долговой нагрузки за счет незапланированных доходов федерального бюджета и экономию финансовых ресурсов федерального бюджета за счет снижения величины расходов на обслуживание долга РФ.