Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Проблемы разграничения полномочий и взаимодействия органов финансового контроля

Общая характеристика государственного финансового контроля

Определение 1

Проблемы разграничения полномочий и взаимодействия органов финансового контроля - это сложности, которые возникают в ходе определения сфер ответственности, функций и прав каждого из органов, входящих в систему государственного финансового контроля.

Государственный финансовый контроль предполагает проверку соблюдения действующего финансового законодательства, эффективности и рациональности использования материальных и финансовых ресурсов различными субъектами:

  • органами местного самоуправления,
  • органами государственной власти,
  • юридическими лицами,
  • физическими лицами.

Применительно к разным субъектам проверке подвергаются различные аспекты финансовой деятельности. В частности, в рамках государственного финансового контроля производится:

  • контроль за исполнением государственного бюджета,
  • контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов,
  • контроль организации денежного обращения,
  • контроль состояния внешнего и внутреннего долга государства,
  • контроль использования государственных кредитных ресурсов,
  • контроль предоставления налоговых и финансовых льгот,
  • контроль эффективности применения государственной собственности, которая была передана субъектам хозяйствования,
  • контроль обращения в кредитно-финансовых организациях государственных финансовых средств.

На федеральном уровне государственный финансовый контроль производится по отношению к доходам юридических и физических лиц для того, чтобы проконтролировать налогообложение, соблюдение требований закона по предоставлению финансовой отчётности, соблюдение правил банковской и внешнеэкономической деятельности. На уровне субъектов федерации государственный финансовый контроль предполагает контроль средств бюджетов и внебюджетных фондов территориального уровня, финансовой эффективности использования на территории государственного имущества, использования заемных средств и кредитных ресурсов. В муниципальных образованиях государственный финансовый контроль применяется к использованию финансовых материальных ресурсов органами местного самоуправления.

«Проблемы разграничения полномочий и взаимодействия органов финансового контроля» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Государственный финансовый контроль организуется в соответствии со следующими принципами:

  • деятельность органов финансового контроля разграничивается в соответствии с предусмотренным законодательством разграничением полномочий и функций органов исполнительной и законодательной власти,
  • функции и полномочия органов федерального и территориального уровня четко разграничиваются,
  • соблюдается финансовая, организационная, персональная и функциональная независимость органов финансового контроля, а также их должностных лиц, от подвергающихся контролю объектов,
  • органы финансового контроля координируются для того, чтобы исключить дублирование в их деятельности. При этом обеспечивается формирование единой системы финансового контроля, охватывающей все уровни государственной власти.

Взаимодействие в системе органов государственного финансового контроля

В рамках системы органов государственного финансового контроля выделяется четыре категории органов:

  1. Органы президентского контроля, уполномоченные главой государства на проведение контроля за надлежащим исполнением распоряжений и указов президента по вопросам государственных финансов,
  2. Органы парламентского контроля. Этот контроль осуществляется соответствующими законодательными (представительными) органами общегосударственного уровня или уровня государственно-территориальных субъектов. Парламентский контроль имеет следующие формы:

    • предварительный контроль, который производится в процессе обсуждения и утверждения законопроектов по бюджетно-финансовым вопросам, в частности, о бюджете,
    • текущий контроль, осуществляемый путем рассмотрения различных аспектов исполнения бюджетов и реализации программ в рамках заседаний комиссий, комитетов и рабочих групп, а также в связи с подачей депутатских запросов,
    • последующий контроль, который осуществляется при рассмотрении и утверждении отчетов по исполнению бюджета,
  3. Органы административного контроля. Этот вид контроля проводится органами исполнительной власти общегосударственного уровня и уровня государственно-территориальных субъектов. Функции административного финансового контроля возлагаются как на образованные специально для этой цели органы исполнительной власти, так и на органы исполнительной власти, для которых проведение финансового контроля выступает лишь одним из направлений деятельности. Для проведения внутриведомственного контроля в органах исполнительной власти обязательно должны быть образованы структурные подразделения,

  4. Органы независимого государственного финансового контроля, который выполняется Счетной палатой и контрольно-счетными органами, созданными в государственно-территориальных субъектах. Государственная счетная палата - это высший орган государственного финансового контроля. Формы проведения контроля контрольно-счетными органами:

    • предварительный контроль, который проводится при подготовке экспертного заключения по проектам бюджетов и смет, а также других нормативно-правовых актов органов исполнительной и законодательной власти по бюджетным и финансовым вопросам,
    • текущий контроль, осуществляемый при проведении ревизий и проверок распорядителей бюджетных средств и других участников бюджетного процесса в части исполнения бюджетов,
    • последующий контроль, предполагающий проведение внешнего аудита отчетов об исполнении бюджетов или смет, а также результатов реализации отраслевых программ.

В России высшим органом государственного аудита является Счетная палата Российской Федерации. Её создание предусмотрено Конституцией. Счётная палата нужна для обеспечения конституционного права граждан на участие в управлении государственными делами, а также для развития чувства налогоплательщика. Среди задач Счётной палаты можно отметить организацию и осуществление контроля за эффективным и целевым использованием бюджетных средств, а также аудит результативности и реализуемости достижения стратегических целей социально-экономического развития страны. В качестве миссии Счетной палаты провозглашается содействие ответственному и справедливому государственному управлению как необходимому условию устойчивого развития общества и достойной жизни людей.

Дата последнего обновления статьи: 30.07.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot