Общая характеристика государственного финансового контроля
Проблемы разграничения полномочий и взаимодействия органов финансового контроля - это сложности, которые возникают в ходе определения сфер ответственности, функций и прав каждого из органов, входящих в систему государственного финансового контроля.
Государственный финансовый контроль предполагает проверку соблюдения действующего финансового законодательства, эффективности и рациональности использования материальных и финансовых ресурсов различными субъектами:
- органами местного самоуправления,
- органами государственной власти,
- юридическими лицами,
- физическими лицами.
Применительно к разным субъектам проверке подвергаются различные аспекты финансовой деятельности. В частности, в рамках государственного финансового контроля производится:
- контроль за исполнением государственного бюджета,
- контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов,
- контроль организации денежного обращения,
- контроль состояния внешнего и внутреннего долга государства,
- контроль использования государственных кредитных ресурсов,
- контроль предоставления налоговых и финансовых льгот,
- контроль эффективности применения государственной собственности, которая была передана субъектам хозяйствования,
- контроль обращения в кредитно-финансовых организациях государственных финансовых средств.
На федеральном уровне государственный финансовый контроль производится по отношению к доходам юридических и физических лиц для того, чтобы проконтролировать налогообложение, соблюдение требований закона по предоставлению финансовой отчётности, соблюдение правил банковской и внешнеэкономической деятельности. На уровне субъектов федерации государственный финансовый контроль предполагает контроль средств бюджетов и внебюджетных фондов территориального уровня, финансовой эффективности использования на территории государственного имущества, использования заемных средств и кредитных ресурсов. В муниципальных образованиях государственный финансовый контроль применяется к использованию финансовых материальных ресурсов органами местного самоуправления.
Государственный финансовый контроль организуется в соответствии со следующими принципами:
- деятельность органов финансового контроля разграничивается в соответствии с предусмотренным законодательством разграничением полномочий и функций органов исполнительной и законодательной власти,
- функции и полномочия органов федерального и территориального уровня четко разграничиваются,
- соблюдается финансовая, организационная, персональная и функциональная независимость органов финансового контроля, а также их должностных лиц, от подвергающихся контролю объектов,
- органы финансового контроля координируются для того, чтобы исключить дублирование в их деятельности. При этом обеспечивается формирование единой системы финансового контроля, охватывающей все уровни государственной власти.
Взаимодействие в системе органов государственного финансового контроля
В рамках системы органов государственного финансового контроля выделяется четыре категории органов:
- Органы президентского контроля, уполномоченные главой государства на проведение контроля за надлежащим исполнением распоряжений и указов президента по вопросам государственных финансов,
Органы парламентского контроля. Этот контроль осуществляется соответствующими законодательными (представительными) органами общегосударственного уровня или уровня государственно-территориальных субъектов. Парламентский контроль имеет следующие формы:
- предварительный контроль, который производится в процессе обсуждения и утверждения законопроектов по бюджетно-финансовым вопросам, в частности, о бюджете,
- текущий контроль, осуществляемый путем рассмотрения различных аспектов исполнения бюджетов и реализации программ в рамках заседаний комиссий, комитетов и рабочих групп, а также в связи с подачей депутатских запросов,
- последующий контроль, который осуществляется при рассмотрении и утверждении отчетов по исполнению бюджета,
Органы административного контроля. Этот вид контроля проводится органами исполнительной власти общегосударственного уровня и уровня государственно-территориальных субъектов. Функции административного финансового контроля возлагаются как на образованные специально для этой цели органы исполнительной власти, так и на органы исполнительной власти, для которых проведение финансового контроля выступает лишь одним из направлений деятельности. Для проведения внутриведомственного контроля в органах исполнительной власти обязательно должны быть образованы структурные подразделения,
Органы независимого государственного финансового контроля, который выполняется Счетной палатой и контрольно-счетными органами, созданными в государственно-территориальных субъектах. Государственная счетная палата - это высший орган государственного финансового контроля. Формы проведения контроля контрольно-счетными органами:
- предварительный контроль, который проводится при подготовке экспертного заключения по проектам бюджетов и смет, а также других нормативно-правовых актов органов исполнительной и законодательной власти по бюджетным и финансовым вопросам,
- текущий контроль, осуществляемый при проведении ревизий и проверок распорядителей бюджетных средств и других участников бюджетного процесса в части исполнения бюджетов,
- последующий контроль, предполагающий проведение внешнего аудита отчетов об исполнении бюджетов или смет, а также результатов реализации отраслевых программ.
В России высшим органом государственного аудита является Счетная палата Российской Федерации. Её создание предусмотрено Конституцией. Счётная палата нужна для обеспечения конституционного права граждан на участие в управлении государственными делами, а также для развития чувства налогоплательщика. Среди задач Счётной палаты можно отметить организацию и осуществление контроля за эффективным и целевым использованием бюджетных средств, а также аудит результативности и реализуемости достижения стратегических целей социально-экономического развития страны. В качестве миссии Счетной палаты провозглашается содействие ответственному и справедливому государственному управлению как необходимому условию устойчивого развития общества и достойной жизни людей.