Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Система государственного финансового контроля в РФ: проблемы и направления развития

Все предметы / Финансы / Система государственного финансового контроля в РФ: проблемы и направления развития

Сущность и структура системы государственного финансового контроля

Определение 1

Система государственного финансового контроля - это способ организации деятельности органов контроля, осуществляемой с опорой на законодательство путём применения специфических методов и приемов для обеспечения целесообразности, законности и эффективности формирования, использования и распределения средств бюджетов.

Субъектами контроля выступают контрольные органы. В соответствии с бюджетным кодексом они подразделяются на две категории: внутренние и внешние.

Органами внутреннего государственного финансового контроля являются:

  • Федеральное казначейство,
  • органы исполнительной власти субъектов федерации,
  • финансовые органы субъектов федерации,
  • органы исполнительной власти местных администраций,
  • финансовые органы муниципальных образований.

Органами внешнего государственного финансового контроля являются:

  • Счётная палата,
  • контрольно-счетные органы субъектов федерации,
  • контрольно-счетные органы муниципальных образований.

К объектам государственного финансового контроля в соответствии с бюджетным кодексом относится широкий круг лиц, в который входят организации, органы государственной власти и физические лица.

Государственный финансовый контроль проводится для того, чтобы обеспечить соблюдение бюджетного законодательства и других нормативно-правовых актов, затрагивающих бюджетные правоотношения.

Проблемы системы государственного финансового контроля

В современных условиях не вызывает сомнение необходимость совершенствования государственного финансового контроля. Российский государственный финансовый контроль может быть охарактеризован как незавершенный в своём реформировании. В стране не сформирована стройная цельная система контроля, хотя определенные положительные тенденции в её развитии в последние годы наблюдаются. Все проблемы организации государственного финансового контроля могут быть разделены на категории.

Готовые работы на аналогичную тему

Первая категория проблем государственного финансового контроля в России - это структурные проблемы. К ним относятся:

  • нарушение принципа системности, отсутствие систематической организации финансового контроля,
  • несформированность нормативно-правовой базы, на которую бы опиралась организация государственного финансового контроля,
  • нарушение упорядоченности финансового контроля, выражающееся в параллелизме работы органов контроля, слабом взаимодействии между ними.

Вторая категория проблем - методологические. К ним относятся:

  • несформированность единых методологий и стандартов проведения мероприятий государственного финансового контроля,
  • произвольность характера контроля,
  • недостаток квалифицированных специалистов.

Третья категория проблем - информационные:

  • отсутствие информационной системы, сводящей в единую информационную базу выявленные разными органами контроля нарушения,
  • низкий уровень сотрудничества с международными органами контроля. Повышение уровня взаимодействия будет способствовать обмену опытом и росту квалификации сотрудников.

Направления развития государственного финансового контроля

Совершенствование государственного финансового контроля в России может производиться по ряду направлений.

В первую очередь, необходимо сформировать методологическую основу финансового контроля в России. Такая основа позволит определить четкие ориентиры для всех субъектов контроля в ходе определения их целей, задач, полномочий и функций. Внедрить подобную методологическую основу можно только на законодательном уровне. Требуется законодательно определить виды, субъекты и объекты контроля за финансами государства. Кроме того, необходимо четко разделить сферы внутреннего и внешнего государственного финансового контроля. В настоящее время в бюджетном кодексе отсутствует даже полный перечень органов государственного финансового контроля. Из-за отсутствия единых методов классификации и утверждённой терминологии разработка и применение нормативно-правовых актов, регламентирующих государственный финансовый контроль, осуществляется с трудностями.

Следующий момент, который должен быть реализован, касается разработки и принятия единой концепции осуществления государственного финансового контроля. Такая концепция является необходимым условием повышения эффективности и определения общих направлений развития за счет установления нормативно-правовых и методологических основ его реализации, а также определения системы контролирующих органов и механизмов их взаимодействия. Также требуется разработать научные методы оценки эффективности функционирования органов контроля и их сотрудников.

Перспективным для реформирования системы государственного финансового контроля представляется разработка общероссийских стандартов проведения контроля. Эти стандарты должны определять нормы проведения государственного финансового контроля, единые для всех контролирующих органов. В частности, должны быть четко описаны формы отчётных документов, составлен полный перечень возможных нарушений. Стандарты должны включать в себя типовые решения, которые будут принимать контролирующие органы по итогам проводимых мероприятий. Стандарты должны описывать каждый орган контроля, наделенный полномочиями при реализации того или иного вида государственного финансового контроля. Они должны определять круг вопросов, которые подлежат обязательной проверке в ходе контрольных мероприятий, для каждого органа контроля. Стандарты должны регламентировать требования, касающиеся всех ревизуемых показателей.

Дополнительный эффект от внедрения системы стандартов - это разграничение функций и полномочий контрольных органов. В настоящее время механизм взаимодействия между законодательными и исполнительными контрольными органами практически отсутствует. Если такой механизм будет разработан, эффективность системы финансового контроля непременно повысится. В рамках совершенствования системы в целом необходимо устранить дублирование функций между контрольными органами. Поэтому необходимо четко закрепить на законодательном уровне компетенции каждого из органов контроля.

Внедрение современных информационно-коммуникационных технологий - ещё один важный фактор повышения эффективности функционирования контрольных органов. Компьютерные технологии дают возможность более тщательно контролировать доходы и расходы получателей бюджетных средств в режиме реального времени. За счёт этого предупреждение и пресечение нарушений будет производиться более оперативно.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Юлия Валерьевна Шульгина

Эксперт по предмету «Финансы» , преподавательский стаж — 10 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис