Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Основные проблемы осуществления государственного финансового контроля в России

Все предметы / Финансы / Основные проблемы осуществления государственного финансового контроля в России

Значение государственного финансового контроля

Определение 1

Основные проблемы осуществления государственного финансового контроля в России – это сложности, снижающие эффективность функционирования системы государственного финансового контроля.

Контроль – это одна из ключевых функций управления. Без нормального функционирования финансового контроля невозможно обеспечить непрерывный и систематический процесс формирования и использования денежных фондов – в том числе бюджетных средств. В современных экономических условиях требуется эффективно решать разнообразные вопросы, связанные с управлением сферой контроля распределения и использования материальных ресурсов и финансовых средств государства, а также муниципальных образований. Эффективный финансовый контроль обеспечивает финансово-экономическую устойчивость и социальную стабильность государства, служит залогом благополучия граждан и экономической безопасности страны.

В современных условиях финансовый контроль должен ориентироваться на:

  • повышение темпов социального и экономического развития,
  • пресечение хищений и бесхозяйственности,
  • проверка сроков исполнения обязательств перед внебюджетными фондами и бюджетом,
  • контроль корректности проведения между хозяйствующими субъектами взаимных платежей.

Эффективный финансовый контроль позволяет решать проблемы рационализации распределения и использования разнообразных ресурсов, сохранения материальных ценностей и денежных средств, расходования по целевому назначению государственных материальных и финансовых ресурсов.

Правовые проблемы организации государственного финансового контроля

Российское правовое регулирование государственного финансового контроля имеет множество противоречий и проблем, негативно влияющих на качество и эффективность организации контрольных процессов:

  1. современная нормативно-правовая база государственного финансового контроля не отвечает социально-экономическим реалиям, а также стоящим перед механизмами финансового контроля целям и задачам,
  2. в законодательстве отсутствует закрепление даже базового понятийно-категориального аппарата государственного финансового контроля. В частности, Бюджетный кодекс не дает четкого определения финансового контроля – присутствует только краткая характеристика понятия государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных отношений. В Налоговом кодексе регулируется налоговый контроль (разновидность финансового контроля), и все описания посвящены сугубо налоговому контролю – более широкое понятие финансового контроля не раскрывается. В прочих нормативно-правовых актах можно найти разнообразные дефиниции, затрагивающие отдельные виды финансового контроля. Наличие таких пробелов явно указывает на потребность внесения изменений в законодательство.

Готовые работы на аналогичную тему

Исследователи сомневаются, что внесение изменений в существующие акты окажется достаточно эффективным для решения правовых проблем. Более перспективным представляется принятие принципиально нового федерального закона, в котором были бы собраны все положения, касающиеся государственного финансового контроля, начиная с понятия, видов, целей, принципов и задач осуществления такого контроля, заканчивая методами и формами его проведения. Также в этом законе должна быть закреплена система органов государственного финансового контроля, охарактеризованы их компетенции и полномочия.

Организационные проблемы государственного финансового контроля

Серьезное препятствие на пути к успешному проведению экономических реформ – это громоздкость структуры органов, осуществляющих государственный финансовый контроль. Стоящие перед контрольными органами задачи отличаются недостаточной конкретностью, зоны ответственности недостаточно разграничены, координация деятельности тоже несовершенна. Требуется наладить более тесное взаимодействие между контрольными органами – при этом за каждым органом должна сохраняться ответственность за закрепленный за ним участок контроля.

Решение описанной задачи должно начинаться с укрепления законодательно прописанного статуса Счетной палаты (ее статус прописан в Конституции РФ).

Важно, что в посланиях Президента России неоднократно формулировались задачи, касающиеся кардинального пересмотра подходов к проведению государственного финансового контроля, разграничению ответственности и полномочий контрольных органов, устранения дублирования и параллелизма в работе. Не вызывает сомнений, что изменить компетенции органов государственного финансового контроля важно для избегания дублирования их функций и полномочий, более четкого понимания сфер ответственности.

Еще одна проблема, ярко проявляющаяся в практике работы органов контроля, обусловлена самой сутью деятельности – предупреждением правонарушений в сфере финансово-бюджетных отношений. Правонарушения и преступления, которые совершают должностные лица в этой сфере, имеет столь большой масштаб и общественную опасность, что ставят под угрозу всю бюджетную систему и финансовую безопасность государства. Поэтому контрольно-счетные органы должны предпринимать все возможные меры, обеспечивающие общую и частную превенцию таких правонарушений. На сегодняшний день объем этих мер недостаточен. Поскольку при осуществлении противоправной деятельности должностные лица маскируют среды преступлений, целесообразно усилить сотрудничество контрольных органов с органами правоохранительной системы. Получая в рамках проводимых процедур финансового контроля информацию, контрольные органы не всегда могут сформировать действительную картину преступности в сфере финансово-бюджетных отношений, а тем более предупредить или сдержать такую преступность. Государственные структуры, занимающиеся борьбой с преступностью (в том числе в экономической сфере) могли бы способствовать более эффективному решению перечисленных задач.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Юлия Валерьевна Шульгина

Эксперт по предмету «Финансы» , преподавательский стаж — 10 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис