Государственная финансовая политика
Финансовая политика — это комплекс различного рода мероприятий, осуществляемых государством и направленных преимущественно на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и расходование для исполнения государством своих функций.
На современном этапе развития содержание финансовой политики достаточно многогранно. Финансовая политика состоит из следующих элементов:
- разработка научно подтвержденных концепций развития финансов, формируемых на базе изучения требований основных закономерностей в экономики, детального анализа состояния развития народного хозяйства, а также краткосрочных и долгосрочных перспектив развития производительных сил и производственных отношений;
- выбор наиболее приоритетных направлений расходования финансовых ресурсов не только в текущем периоде, но и на долгосрочную перспективу; как правило, при принятии решения о таких направлениях в обязательном порядке учитываются пути достижения поставленных целей;
- реализация практических мероприятий, которые направлены, в первую очередь, на достижение поставленных целей.
Важнейшей целью государственной финансовой политики можно назвать полную мобилизацию финансовых ресурсов, которые необходимы для удовлетворения нужд и потребностей развития общества.
В связи с этим государственная финансовая политика должна быть направлена на формирование наиболее благоприятных условий для активизации предпринимательской деятельности в стране. При этом особое внимание необходимо уделять выбору наиболее рациональных форм изъятия доходов хозяйствующих субъектов и экономических единиц в пользу государства, а также доли участия частных лиц в образовании фондов финансовых ресурсов. В рамках реализации финансовой политики государства особое внимание должно уделяться увеличения эффективности расходования финансовых ресурсов посредством их распределения между сектора народного хозяйства, а также их концентрации на наиболее приоритетных направлениях экономического и социального развития страны.
Стоит отметить, что общие цели государственной финансовой политики в обязательном порядке должны быть едины абсолютно для всех уровней власти. Например, в качестве такой общей цели может выступать обеспечение роста благосостояния каждого человека, гражданина.
Немаловажным требованием, которые предъявляются к финансовой политике, реализуемой государством, является соблюдение комплексного подхода при ее разработке и непосредственно реализации. Комплексный подход подразумевает согласование мероприятий, осуществляемых во всех составляющих государственной финансовой системы, посредством м их ориентации на выполнение основной, ключевой задачи определенной стадии развития, а также обеспечение тесной взаимосвязи между всеми составляющими политики.
Государственная финансовая политика должна отвечать на вопросы:
- каким образом в тех или иных экономических и социально-политических условиях могут быть достигнуты поставленные перед государством цели и задачи;
- каким образом можно улучшить экономическую структуру общества в рамках функционирующих на сегодняшний день финансовых механизмов;
- как наиболее эффективно сочетать оперативные цели и задачи финансового развития национальной экономики.
Для эффективного осуществления государственной финансовой политики особую важность приобретает система социально-экономических приоритетов, например:
- достижение социальной устойчивости в стране;
- обеспечение оздоровления финансов государства;
- восстановление нормального функционирования банковской сферы;
- поддержка сбалансированности товарных и денежных потоков;
- достижение финансово-экономической самостоятельности и усиление ответственности регионов в рамках единого федеративного государства;
- создание равных и благоприятной условий в бюджетно-налоговой сфере для субъектов федерации;
- реализация мероприятий, направленных на устранение злоупотреблений в финансовой сфере, а также на борьбу с коррупцией.
Проблемы и перспективы развития финансовой политики РФ
На сегодняшний день плановое регулирование всех элементов государственной финансовой политики в большей степени отсутствует. Например, экспортные таможенные пошлины на продукцию, которые на современном этапе развития в большей степени отсутствуют у развитых государств, в значительной степени увеличивают себестоимость продукции и снижают прибыль российских хозяйствующих субъектов, и тем самым делают их товары менее конкурентоспособными на товарных рынках, что в дальнейшем приводит к сдерживанию их технического перевооружения и, следовательно, в конечном счете, фактически помогают иностранным конкурентам, в значительной мере «тормозят» экономическое развитие и способствуют снижению получаемых государством этих же самых пошлин, т.е. негативно влияют на величину ресурсов государственной финансовой политики Российской Федерации.
В то же время, по официальной оценке, большое количество финансовых ресурсов ежегодно вывозится за пределы государства и оседает в иностранных финансовых структурах и банковских организациях. Таким образом, необходимо работать над тем, чтобы налоговая и таможенная политика достигла такого уровня совершенства, чтобы честно работающему и всегда соблюдающему отечественное законодательство бизнесмену было невыгодно вывозить свободный денежный капитал в другие страны.
Немаловажным условием реализации государственной финансовой политики можно назвать эффективное использование всех средств и ресурсов, в том числе тех, которые в настоящий момент времени направляются не по целевому назначению или же остаются по различным причинам не собранными в государственную казну.