Финансовое право – это система юридических норм, которые регулируют отношения в сфере формирования, распределения и управления денежными фондами хозяйствующих субъектов, необходимыми для реализации функций и задач предпринимательской деятельности.
Правовой режим финансовой деятельности
Главный внутренний источник централизованных и децентрализованных фондов в государстве – это финансы различных хозяйствующих субъектов. Результатом деятельности таких субъектов становится создание национального богатства, которое впоследствии перераспределяется за счет применения финансовых властных рычагов. Бухгалтерия предприятия – это низовое звено, непосредственно занимающееся финансами, следовательно, реальную финансовую деятельность государства можно отразить в системе бухгалтерского учета хозяйствующих субъектов.
Как основной объект правового регулирования, финансы предприятия имеют определенные отношения с другими отраслями финансового права: бюджетным правом, налоговым правом и др. Поэтому информационная и правовая база управления финансами предприятий очень широка.
Материальное выражение финансов – это денежные фонды, в совокупности составляющие финансовые ресурсы компании. Финансовые ресурсы представлены собственными средствами (денежными доходами и накоплениями), а также привлеченными и заемными средствами (денежными поступлениями извне).
Финансовые ресурсы предприятия относятся к его имуществу, формы и принципы денежной оценки которого регулирует действующее законодательство. Необходимость правовой регламентации оценки имущества связана с нормальным функционированием финансовой системы страны в целом. Методику денежной оценки имущества закрепляет законодательство в области бухгалтерского учета и конкретизирует учетная политика организации.
Состав и структура финансовых ресурсов отражаются в отдельном финансово-правовом акте – бухгалтерском балансе. Актив баланса представлен внеоборотными активами (основными средствами, нематериальными активами, долгосрочными финансовыми вложениями) и оборотными средствами (запасами, дебиторской задолженностью, краткосрочными финансовыми вложениями, денежными средствами). Пассив баланса характеризуется величину собственного капитала (уставного, добавочного и резервного капитала, сумму нераспределенной прибыли) и величину заемных источников (долгосрочных займов, банковских кредитов, кредиторской задолженности).
Отраженные в бухгалтерском балансе финансы предприятия играют двоякую роль:
- Частично эти финансы перераспределяются в систему централизованных фондов государства. Фактическая прибыль выступает для государства денежным ресурсом для стабильного получения необходимых денежных средств. Следовательно, финансы предприятий становятся фундаментом финансовой системы страны.
- Образование финансов предприятия связано с выполнением определенных производственных и социальных функций. Особенность финансов предприятия заключается в их сложном распределительном характере, поскольку большинство правоотношений зарождается при распределении основных элементов финансового результата: выручки, валовых доходов и чистой прибыли.
Государство влияет на финансовые отношения между хозяйствующими субъектами, устанавливая общие правила формирования ресурсов и организации фондов предприятия.
Принципы финансового права
Финансовая деятельность регулируется следующими категориями правовых актов:
- нормативные акту устанавливают единые правила поведения для всех субъектов, которые осуществляют финансовую деятельность;
- индивидуальные финансовые акты – система государственных властных предписаний в сфере финансовой деятельности, рассчитанная только на определенные строго индивидуальные случаи и обращенная лишь поименно перечисленным субъектам;
- финансово-плановые акты, содержащие перечень конкретных заданий в сфере финансов на определенное время (дорожная карта)
Среди основных принципов финансового права можно назвать:
- Приоритет публичных интересов означает, что финансово-правовые институты призваны решать общезначимые задачи общества.
- Федерализм: федеральные интересы должны сочетаться с интересами регионов, обеспечением их необходимыми финансовыми ресурсами.
- Единство финансовой политики и денежно-кредитной сферы.
- Самостоятельность финансовой деятельности регионов и органов местного самоуправления
- Социальная направленность финансовой деятельности
Кроме того, правовое регулирование финансовой деятельности государством предполагает участие в ней граждан страны, гласность, плановость и законность ее осуществления.
Источники финансового права
Основные источники финансового права представлены конституцией, финансовым законодательством (включая систему федерального и регионального законодательства), подзаконные нормативно-правовыми актами в области финансовых вопросов. Кроме того, существуют международные и межгосударственные договоры, регулирующие, например, финансовые отношение в таможенном союзе, деятельность в рамках договора о вступлении во Всемирную торговую организацию. В рамках внутригосударственных договоров разграничиваются полномочия в сфере налоговой и бюджетной политики в межбюджетных отношениях.
Конституционный суд РФ своими постановлениями может отменять действие нормативно-правовых актов или норм, предусмотренных финансовым законодательством.
Источники финансового права содержат совокупность финансово-правовых норм, установленных государством и обеспеченных мерами государственного принуждения правил поведения субъектов экономических отношений, которые возникают при образовании, распределении и исполнении денежных фондов.
Финансово-правовые нормы могут быть материальными (закреплять права и обязанности участников финансовых отношений, определять структур и компетенцию органов управления финансами); процессуальными (определять порядок функционирования субъектов финансовых отношений); обязывающими, запрещающими и дозволяющими.