Роль социальных внебюджетных фондов
Внебюджетные фонды - это обособленная совокупность используемых по целевому назначению финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления, формируемая согласно действующему законодательству за счет специальных источников.
Чем более сложное устройство у государства, тем больше требуется разных фондов. Количество фондов определяется тремя объективными факторами:
- количество собственников,
- размер аккумулируемых финансовых ресурсов,
- внешняя среда,
- решаемые задачи и потребности.
Внебюджетные фонды являются специфичным финансовым инструментом, который предназначен для обособления субъектом (физическим или юридическим лицом, государством или другим владельцем) части денежных ресурсов с целью удовлетворения определенных потребностей.
Наиболее распространённая причина формирования внебюджетных фондов - это ограниченность ресурсов и существование товарно-денежных отношений. Экономической основой внебюджетных фондов выступает многообразие форм собственности: сочетание государственной, коллективной и частной форм.
Фонды функционируют на основе планомерности. Создание фондов всегда связано с конкретными целями, поэтому они существуют исключительно в рамках планового порядка.
Внебюджетные фонды имеют функции, аналогичные функциям других финансовых категорий. Главной из функций внебюджетных фондов признается перераспределение финансовых потоков.
Внебюджетные фонды как экономическое явление имеют двойственную природу. С одной стороны, они могут рассматриваться как финансовая категория. С другой стороны, внебюджетные фонды - это субъективный стоимостной инструмент деятельности в сфере экономики. Внебюджетные фонды как финансовая категория отражают совокупность экономических отношений, складывающихся между субъектами, по вопросам формирования и использования денежных ресурсов в целях удовлетворения определенных потребностей.
Выражением субъективного характера внебюджетных фондов является их функционирование путём конкретной деятельности юридических или физических лиц в формате особых финансовых организаций. В связи с этой особенностью внебюджетные фонды имеют следующие функциональные свойства: контрольная и регулирующая (или стимулирующая) функции, призванные обеспечить высокоэффективное использование фондов.
Внебюджетная политика отражает органическое единство субъективного и объективного содержания фондов. Внебюджетная политика ориентирована на реализацию и защиту интересов одних субъектов в противовес с идентичными интересами других субъектов. Реализация политики осуществляется через функциональный механизм, базирующийся на внебюджетном менеджменте.
Внебюджетные фонды - это важный финансовый инструмент в рыночной экономике. Практическое значение внебюджетных фондов определяется множеством факторов объективного и субъективного характера.
В любом современном обществе есть нетрудоспособные члены, не могущие обеспечивать своё существование самостоятельно в силу объективных жизненных причин. Близкие родственники и другие люди не всегда принимают на себя бремя содержания детей, инвалидов, пенсионеров и временно нетрудоспособных. Поэтому материальную защиту таких граждан возлагают на государство, выполняющее в этой связи функции социального страхования.
Существуют разные варианты реализации социального страхования. Первый из них - в рамках государственного бюджета и контроля органов власти. Второй вариант - учреждение государственных социальных внебюджетных фондов.
Благодаря созданию специальных фондов появляется возможность привлечения дополнительных средств на расширение сферы деятельности правительства в различных сферах:
- военные расходы,
- научные исследования,
- регулирование экономического развития,
- внешнеэкономическая деятельность,
- социальные выплаты населению.
За счет денежных средств, собранных в специальных фондах, правительство получает возможность покрытия кассовых разрывов и дефицита бюджета. В результате расширения государственной деятельности было создано значительное количество специальных фондов, имеющих разные цели расходования средств.
Специфика функционирования социальных внебюджетных фондов
Российский Бюджетный кодекс разделяет понятие бюджета и внебюджетного фонда. Это разные формы организации денежных средств, которые находятся в распоряжении государственных органов власти.
Под бюджетом понимают форму образования и расходования денежных средств, выделенных на финансовое обеспечение задач и функций государства.
Под государственным внебюджетным фондом понимают форму организации денежных средств, которые образуются вне федерального бюджета и бюджетов других уровней.
В соответствии с бюджетным законодательством к государственным внебюджетным фондам относятся:
- Пенсионный фонд РФ,
- Фонд социального страхования РФ,
- Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Средства внебюджетных фондов направляются на финансирование мероприятий, связанных с обязательным социальным страхованием работающих граждан. Социальное страхование неработающих граждан осуществляется за счёт средств бюджета.
Законодательные органы власти не осуществляют непосредственный контроль внебюджетных фондов. Внебюджетные фонды освобождаются от уплаты пошлин, налогов и сборов. Их возникновение и ликвидация связаны с условиями, которые определяют потребность их функционирования.
Допускается расходование средств из социальных внебюджетных фондов исключительно на те цели, которые определены законодательно.
В настоящее время внебюджетные фонды в своём функционировании сталкиваются с рядом проблем. Так, из-за имеющихся в бюджетном законодательстве противоречий, механизм отделения средств социального страхования недостаточно чёток, возникает смешение деятельности социальных внебюджетных фондов и бюджетных выплат на социальные нужды.