Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Внебюджетные фонды и их роль в экономике государства

Все предметы / Финансы / Внебюджетные фонды и их роль в экономике государства
Содержание статьи

Понятие внебюджетных фондов

Определение 1

Внебюджетные фонды – это самостоятельные учреждения, ведущие финансово-кредитную деятельность с финансовыми ресурсами, имеющими четко определенное целевое назначение.

В составе финансовой системы Российской Федерации выделяются следующие компоненты:

  • государственный бюджет (включая все иерархические уровни),
  • внебюджетные фонды,
  • государственный долг и государственный кредит,
  • финансы организаций разных форм собственности,
  • фонды страхования.

Внебюджетные фонды – это важное звено финансовой системы. Порядок их формирования и использования определяется на законодательном уровне.

Внебюджетные фонды предназначены для перераспределения национального дохода в интересах тех или иных групп населения. Государство осуществляет мобилизацию части доходов населения в фонды, а затем финансирует из них проводимые мероприятия.

Ключевые задачи, решаемые внебюджетными фондами:

  • расширение масштабов оказания населению социальных услуг,
  • обеспечение приоритетных экономических сфер дополнительными ресурсами.

Благодаря внебюджетным фондам появляется возможность обеспечить наращивание производства, преодолеть временную стагнацию и неустойчивый период кризисных явлений.

Роль внебюджетных фондов обусловлена их особенностями и преимуществами:

  • органы государственной власти получают доступ к дополнительным средствам, направляемым на вмешательство в хозяйственную деятельность и поддержку предпринимательства. Это особенно важно, когда экономика нестабильна,
  • благодаря строго целевому использованию средств из фондов обеспечивается высокая эффективность контроля. Поскольку бюджеты автономны от бюджета и имеют четко закрепленное целевое предназначение, государство должно проявлять особое внимание к их функционированию,
  • появляется возможность использовать средства фондов для покрытия бюджетного дефицита (если имеется активное сальдо).

Готовые работы на аналогичную тему

Чтобы решить стоящие перед органами власти задачи, можно выбрать один из двух путей:

  • выделить из федерального, регионального или местного бюджета часть средств,
  • учредить на основании решения законодательного органа новый внебюджетный фонд, имеющий конкретное назначение.

В российской финансовой системе используются оба подхода.

Если экономическая обстановка меняется быстро, управленческие решения также должны приниматься оперативно. Это касается и вопросов перераспределения финансовых ресурсов. В то время, как возможности использования бюджетных средств определяются решениями законодательных органов, средствами внебюджетных фондов распоряжаются исполнительные органы. Это дает возможность реагировать на ситуацию с большей скоростью, быстрее принимать и реализовать решения. Кроме того, государственный бюджет утверждается в виде закона. Эта процедура предусматривает парламентский контроль. С внебюджетными фондами ситуация проще: они не подлежат непосредственному контролю законодательных органов (в частности, по вопросам соблюдения соответствия между суммами расходования средств и ранее утвержденными показателями). Благодаря этому также появляется возможность более оперативно реагировать на экономическую ситуацию.

В качестве материального источника для внебюджетных фондов, также, как и для других компонентов финансовой системы, выступает национальный доход. По большей части фонды формируются при перераспределении национального дохода. Основными методами мобилизации средств из национального дохода в процессе его перераспределения выступают специальные налоги и сборы, а также займы и бюджетные средства.

В зависимости от того, для чего предназначается фонд, выделяют:

  • экономические фонды,
  • социальные фонды.

По уровню управления внебюджетные фонды делятся на:

  • федеральные,
  • региональные.

Большая часть внебюджетных фондов оформлена как юридическое лицо, однако некоторые из них лишь представляют средства на внебюджетном счете. Управление этими средствами поручается иным структурам:

  • федеральным,
  • региональным,
  • муниципальным,
  • общественным,
  • коммерческим.

Также к внебюджетным относятся фонды, в которых аккумулируются средства разных общественных, коммерческих организаций и средства граждан, к примеру, негосударственные пенсионные фонды.

Исходя из вышесказанного, можно заключить, что внебюджетными признаются любые денежные фонды (за исключением бюджетов), формирующиеся вследствие перераспределения первичных доходов.

Особенности внебюджетных фондов

Внебюджетные фонды позволяют:

  • оказывать влияние на производственный процесс через механизмы субсидирования, финансирования и кредитования организаций и предприятий,
  • обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируемые за счет специально выделенных источников и собранных сборов, отчислений и штрафов за загрязнение окружающей среды,
  • осуществлять социальные услуги населению через механизмы выплаты пенсий, пособий, субсидий, а также финансирования социальной инфраструктуры в целом,
  • предоставлять заимствования, в частности, зарубежным партнерам и иностранным государствам.

Внебюджетные фонды освобождаются от уплаты таможенных и государственных пошлин, а также налогов по основным направлениям деятельности.

Внебюджетные фонды отличаются следующими особенностями:

  • решение о формировании принимается органами власти и управления с учетом строгой целевой направленности;
  • денежные средства из фондов направляют на финансирование государственных расходов, не входящих в бюджет;
  • формирование фондов осуществляется в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;
  • страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;
  • денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, их нельзя изъять на какие-либо цели, не предусмотренные законом.
Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Юлия Валерьевна Шульгина

Эксперт по предмету «Финансы» , преподавательский стаж — 10 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис