Что такое финансы?
Финансы государства – это комплекс отношений финансового характера, которые непосредственно связаны с распределением стоимости ВВП, доходов от осуществления внешнеэкономической деятельности и некоторой доли национального дохода, которые, как правило, направляются для финансирования решения вопросов социально-экономического характера.
Основной целью науки о централизованных финансах, которые также называются государственными, является изучение отношений финансового характера на уровне государства, а также наиболее рациональных методов формирования и расходования финансовых ресурсов, которые необходимы для выполнения наиболее важных функций государства как на федеральном, так и региональном уровне.
На сегодняшний день централизованные фонды финансовых ресурсов формируются в большей части за счет так называемых налоговых поступлений, доходов от осуществления внешнеэкономической деятельности. В составе централизованных фондов финансовых ресурсов основную долю занимают доходы бюджетов различных уровней, за счет которых и финансируется решение основных задач развития общества экономико-социального характера. К централизованным денежным фондам помимо бюджетов относятся ресурсы государственных внебюджетных фондов – фонда социального страхования, пенсионного фонда, фонда обязательного медицинского страхования.
Децентрализованные фонды финансовых ресурсов формируются за счет финансовых ресурсов и накоплений экономических единиц.
Предпосылки развития финансов
Рассмотрим основные предпосылки развития финансов и соответствующих научных течений.
Предпосылка № 1. Именно в Центральной Европе в ходе первых буржуазных революций хотя и сохранялся режим монархии, но власть монархов стала в значительной степени ограничена, в т. ч. от вопросов управления казначейством, как правило, на этом этапе монарх отстранялся. В связи с этим появились предпосылки формирования государственного фонда финансовых ресурсов – первоначальной формы бюджета, которым на единоличной основе никто пользоваться не мог.
Предпосылка № 2. Формирование и исполнение бюджета со временем стало носить регулярный характер, то есть появились единые системы доходов и расходов государства со строго определенным, структурой и закреплением на законодательном уровне. Стоит отметить, что большая часть статей расходной части государства бюджета практически не подвергались изменениям в течение многих столетий.
Предпосылка № 3. В дальнейшем налоги и прочие обязательные сборы в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее государственные доходы формировались главным образом за счет натуральных податей и различного рода трудовых повинностей.
Таким образом, можно сказать, что развитие финансов и финансовых отношений напрямую связано с развитием и становлением государства как отдельного финансового института. Ведь под финансами понимаю отношения по накоплению и распределению и национальных доходов, при этом перераспределение необходимо именно в рамках реализации государственных функций.
История развития финансов и финансовой науки
В целом развитие финансовой науки в РФ можно разделить на два этапа.
В рамках первого этапа можно говорить о недостаточно развитой системе финансов, для которой в большей степени был характерен непроизводительный характер, то есть более 70% бюджетных финансовых ресурсов направлялись на военные цели и не оказывали значительного влияния на развитие национальной экономики. Также данному этапу развития финансовых ресурсов свойственна некоторая ограниченность финансовой системы, в ее состав входил всего один элемент - бюджетный, и число финансовых отношений было ограничено, при этом они были все связаны с формированием и исполнением государственного бюджета.
По мере развития товарно-денежных отношений, а также государственности возникла острая необходимость в новых государственных фондах финансовых ресурсов и соответственно в новых группах отношений финансового характера в вопросах их формирования и расходования денежных средств.
На сегодняшний день финансы вступили в новый этап своего развития, что связано с многозвенностью финансовых систем, высоким уровнем влияния на национальную экономику, огромным разнообразием финансовых отношений. На данном этапе финансы становятся одним из наиболее важных инструментов косвенного воздействия на отношения общественного воспроизводства.
Развитие национальной экономики страны находится в определённой зависимости от рациональности формирования и эффективности функционирования финансовой системы, которая в широком понимании не сводится лишь к централизованным финансам. Стоит отметить, что в данном вопросе в России ее послереволюционном развитии наблюдались значительные отклонения от общемировой тенденции.
В западных странах Европы в послевоенные годы окончательно была сформирована и получила широкое распространение неоклассическая теория финансов, в то время как СССР на многие десятилетия, застрял в рамках ее предшественницы - классической теории финансов. В годы советской власти в СССР разрабатывались в основном вопросы теории и практики государственных финансов. Систематизация вопросов управления финансами хозяйствующих субъектов в рамках новой неоклассической теории финансов началась в постсоветской России сравнительно недавно - в 90-е годы ХХ века.
Медленное развитие финансовой науки в России можно объяснить застойным характером экономики, неизменностью производственных отношений. Не случайно с развитием российской национальной экономики последней четверти XIX - начала XX в. совпадает и бурное развитие финансовой науки, которое сопровождалось значительным числом научных работ и публикаций по различным аспектам науки о финансах.