Что такое финансовый контроль?
Финансовый контроль — это система мероприятий, которые реализуются на уровне государства уполномоченными органами власти с целью контроля за соблюдением хозяйствующими единицами, органами исполнительной государственной и муниципальной власти норм действующего законодательства в рамках образования, распределения и расходования денежных средств для своевременного получения полных и корректных сведений о процессе реализации управленческих финансовых решений.
Непосредственно содержание финансового контроля можно рассмотреть через его цели и задачи, элементы, система которых формирует непосредственно финансовый контроль.
Целью финансового контроля со стороны государства является своевременное получение необходимых сведений о ходе процесса управления финансами как на уровне государства, так и на уровне отдельных хозяйствующих единиц, о выявленных в ходе анализа полученных сведений нарушениях для принятия дальнейших управленческих решений. В соответствии с основной целью финансового контроля можно сформировать следующие его задачи:
- обеспечение финансовой стабильности и экономического безопасности как государства, так и отдельных экономических единиц, субъектов хозяйствования;
- исполнение хозяйствующими субъектами и экономическими единицами принятых долговых и прочих обязательств, в т. ч. по уплате обязательных взносов и налогов в федеральный и региональные бюджеты, договорных обязательств перед поставщиками и покупателями;
- увеличение размера обращающихся финансовых ресурсов во всех секторах национальной экономики, обеспечение их наиболее рационального, эффективного расходования таких ресурсов;
- соблюдение интересов хозяйствующей единицы и экономического субъекта, усиление ответственности таких единиц за полученные результаты реализуемой деятельности;
- обеспечение роста эффективности государственной денежно-кредитной политики.
Организация финансового контроля в зарубежных странах
Рассмотрим особенности финансового контроля со стороны государства на примере таких развитых стран как Германия, США и Япония.
На современном этапе развития финансовый контроль со стороны государства Германии реализован такими органами государственной власти как Федеральная счетная палата и счетные палаты отдельных субъектов, которые называются счетными палатами земель.
Стоит отметить, что функционал и статус таких органов власти на законодательном уровне закреплены в Основном законе ФРГ.
На сегодняшний день Федеральная счетная палата ФРГ наделена достаточно широкими полномочиями. Федеральная счетная палата имеет статус автономного высшего органа власти, осуществляющего финансово-хозяйственный контроль, наравне с федеральными министерствами.
В процессе реализации деятельности в рамках финансового контроль данный орган власти выполняет следующие операции:
- выполняет проверку соответствия доходов и расходов, предусмотренных принятым бюджетом;
- выполняет проверку соблюдения утвержденных принципов и принятых на законодательном уровне норм исполнения бюджета;
- занимается систематизацией и обобщением результаты проведенных проверок деятельности хозяйствующих, которые обладают определенной правосубъектностью.
Финансовый контроль со стороны государства в США на сегодняшний день реализован с помощью контрольно-ревизионной системы США, которая представляет собой систему связанных между собой контролирующих органов, который обладают определенным статусом независимости. Данные органы на законодательном уровне входят в государственно-правовую американскую систему, представляют собой одну из важнейших составляющего всего механизма поддержания баланса полномочий между двумя ветвями власти: исполнительной и законодательной.
Так, президент Соединенных Штатов Америки является главой государства, несет полную ответственность за обеспечение сохранению правопорядка в государства, законности всей реализуемой деятельности на его территории. Однако, Президент страны реализует только общие контрольные функции и в большей мере делегирует часть собственных полномочий в области финансового контроля.
Среди наиболее важных функций Главного контрольного управления можно выделить следующие:
- осуществление контроля и анализ результатов осуществления различного рода программ и мероприятий, которые реализованы на основании действующего законодательства;
- разработка рекомендаций в Конгрессе в области методик и различных способов контроля, а также анализа эффективности программ и в общем функционировании органов государственной власти;
- контроль за деятельностью отдельных хозяйствующих единиц.
В Японии также функционал финансового контроля возложен на Контрольно-ревизионное управление, которое было организовано более 100 лет. При этом функционал, возложенный на данный орган власти, на протяжение целого века особо не изменился. Изменения затронули лишь сферу объектов проверка, а также в целом в объеме реализуемой деятельности. Согласно действующим нормативным и правовым актам, которые регламентируют деятельность контрольного органа, КРУ играет роль важнейшей составляющей государственной административной системы, и имеет независимый от кабинета министров статус.
Основной целью организации и функционирования контрольно-ревизионного управления можно назвать проверку на документальном уровне конечных счетов доходов и расходов страны, а также прочих счетов, перечень которых определяется на законодательном уровне. Как правило, проверке подвергаются абсолютно все аспекты финансовой отчетности и учета, в т. ч. счета государственных корпораций и прочих субъектов хозяйствования. Контрольное ревизионное управление в Японии также реализует проверка эффективности расходования государственных фондов денежных средств органов государственной и исполнительной власти.