Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Налоговая система РФ как фактор экономической стабилизации

Все предметы / Финансы / Налоговая система РФ как фактор экономической стабилизации
Содержание статьи

Общая характеристика российской налоговой системы

Определение 1

Налоговая система – это совокупность установленных государством налогов и сборов, взимаемых с целью формирования общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность способов, принципов, форм и методов их взимания.

В Российской Федерации как суверенном государстве налоговая система начала складываться в 1991 году. К этому периоду относится начало широкомасштабной налоговой реформы, выразившееся в принятии ряда фундаментальных законов.

Следующая стадия развития налоговой системы была ознаменована вступлением в силу Налогового кодекса Российской Федерации:

  • первой части - с 1 января 1999 года,
  • второй части - с 1 января 2001 года.

Само понятие налоговой системы является дискуссионным.

Налоговая система может быть определена как совокупность налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, уплаты и осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

К существенным характеристикам налоговых систем относят:

  • совокупность установленных законами налогов,
  • принципы, методы и формы их определения и введения в действие,
  • систему налоговых органов,
  • систему методов и форм налогового контроля,
  • права, обязанности и ответственность участников отношений, связанных с налогами,
  • условия и порядок налогового производства.

Ключевые функции российской налоговой системы:

  • фискальная, заключающаяся в обеспечении доходов бюджета государства,
  • регулирующая, которая состоит в регулировании совокупного предложения и спроса, занятости и темпов экономического роста, разнообразных макроэкономических процессов,
  • распределительная, которая сводится к перераспределению доходов юридических и физических лиц, национального дохода,
  • стимулирующая, состоящая в макроэкономическом регулировании,
  • социальная, обеспечивающая аккумулирование средств на осуществление социальных программ,
  • контрольная, которая обеспечивает Воспроизводство отношений в сфере налогообложения.

Готовые работы на аналогичную тему

Российская налоговая система строится на основе принципов, выработанных в ходе эволюции налоговых систем разных стран:

  • обязательность уплаты налогов, пошлин и сборов,
  • справедливость и равенство по отношению ко всем без исключения налогоплательщикам,
  • однозначность и определенность налогового законодательства,
  • соразмерность между получаемыми налогоплательщиком доходами и налогами,
  • налогообложение доходов,
  • простота исчисления налогов,
  • стабильность налогов,
  • удобство уплаты налогов,
  • адаптивность налоговой системы,
  • достижение баланса между фискальными целями и стимулированием отраслевого развития.

Российская налоговая система является трехуровневой. Соответственно, в законодательной базе тоже выделяют три уровня:

  • федеральное законодательство, являющееся высшим уровнем. Федеральные законы действуют на всей территории России. Ему должны соответствовать подзаконные и иные нормативно-правовые акты. К этой категории относятся Конституция, Налоговый кодекс, согласованные с ним федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства,
  • региональное законодательство, формируемое из актов субъектов федерации,
  • местное законодательство, представленное нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.

Критерии оценки налоговых систем

Государственная администрация сталкивается с проблемой совмещения нескольких принципов построения налоговой системы. Так, например, плохо совмещаются между собой принципы эффективности и справедливости. Построить идеальную налоговую систему, лишенную недостатков, практически нереально. Поэтому исследователи выделили ряд критериев, позволяющих оценить налоговую систему:

  1. Справедливость. При оценке по этому критерию используется общепринятое в обществе понимание справедливости. Все граждане должны быть обязаны платить налоги. Поскольку у людей, живущих в одном государстве, разные источники дохода и объём заработка, они находятся в разном экономическом положении. Для упрощения применения принципа справедливости их приходится классифицировать, объединяя в более-менее однородные группы. Это разделение должно касаться именно итогов человеческой деятельности, а не данных им от рождения качеств, таких, как национальность или пол. Справедливость оценивается как по вертикали, так и по горизонтали. Вертикальное равенство предполагает, что индивиды, принадлежащие к разным социальным слоям, облагаются разными налоговыми требованиями. Например, получающие меньший доход индивиды платят меньше налогов. При горизонтальном равенстве люди, имеющие равное социальное положение, несут равные обязательства. Налоги могут дифференцироваться по двум основным признакам: исходя из платежеспособности и исходя из получаемых выгод. Применение принципа получаемых выгод на практике затруднено, поскольку невозможно точно оценить, сколько люди готовы платить за общественные блага,
  2. Экономическая нейтральность. Это критерий эффективности налоговой системы. Экономическая эффективность позволяет оценить, как налоги воздействуют на рыночное поведение производителей и потребителей, а также на эффективность распределения ограниченных ресурсов. Большая часть налогов оказывает воздействие на мотивацию экономических агентов. Они принимают решения, отличные от тех, которые бы принимались в условиях отсутствия данного налога. Такие налоги называются искажающими. Нейтральность не предполагает, что налог абсолютно не затрагивает реальные экономические процессы и ресурсное распределение. Обычно, рассматривая искажающие налогообложение, учитывают оказываемое им негативное влияние на экономическую эффективность,
  3. Бюджетная эффективность. Этот принцип связан с тем, что государство несет затраты на сбор налогов. Чем более просто устроена налоговая система, тем ниже издержки её функционирования,
  4. Гибкость. Этот критерий предполагает, что налоговая система нормально реагирует на экономические изменения, в том числе, на смену фаз экономического цикла,
  5. Прозрачность. Данный критерий реализуется через наличие контроля налоговой системы со стороны большей части налогоплательщиков. Люди должны понимать, какие налоги они обязаны платить, по каким ставкам, как осуществлять платежи.
Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Юлия Валерьевна Шульгина

Эксперт по предмету «Финансы» , преподавательский стаж — 10 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис