Понятие финансовой политики
Финансовая политика - это один из элементов экономической политики, направленный на максимизацию объема финансовых ресурсов, выступающих материальной основой при решении поставленных задач и достижении конкретных целей.
Финансовую политику можно рассматривать как конкретный, самостоятельный вид политики. В последние годы ученые-теоретики, определяя финансовую политику, делают акцент на роль государства в ходе мобилизации финансовых ресурсов, а также на методы и формы организации финансов. Финансовая политика может рассматриваться как совокупность проводимых государством мероприятий, осуществляемых в рамках системы методов и форм мобилизации финансовых ресурсов, их использования и распределения для решения задач и осуществления функций.
В соответствии с другим подходом, финансовая политика представляет собой совокупность методологических принципов, практических методов и форм организации и использования финансов.
Сторонники третьего подхода утверждают, что финансовая политика является самостоятельной сферой деятельности государства в части финансовых отношений, направленной на обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами тех или иных государственных программ социально-экономического развития.
Содержание финансовой политики можно выразить следующими пунктами:
- выработка общих концепций финансовой политики, выбор её ключевых направлений, целеполагания, вычленение основных задач,
- формирование адекватных финансовых механизмов,
- управления деятельностью государства и других экономических субъектов в сфере финансов.
В основе финансовой политики лежат стратегические направления, определяющие среднесрочную и долгосрочную перспективу использования финансов, предусматривающие решение ключевых задач, которые определяются особенностями функционирования социально-экономической сферы. В то же время государство выбирает текущие тактические цели и задачи, связанные с финансовыми отношениями. Указанные мероприятия находятся в тесной взаимосвязи.
Цели и задачи финансовой политики
Ключевые цели финансовой политики подразделяются на:
- политические цели, реализуемые в сфере внутренней или внешней политики,
- экономические цели, достигаемые на разных уровнях экономики,
- социальные цели, достигаемые в сфере общественных отношений, касающиеся классов и слоев населения, социальных благ, их распределения.
Задачи, которые решает финансовая политика:
- обеспечивать условия для аккумуляции и формирования максимально возможного объема финансовых ресурсов,
- установить рациональное с точки зрения государства распределение и использование финансовых ресурсов,
- организовать систему регулирования и стимулировать социально-экономические процессы путем применения финансовых методов,
- выработать финансовый механизм и развивать его в соответствии с меняющимися целями и задачами,
- создать эффективную систему управления финансами в стране.
Для успешного проведения финансовой политики важно обеспечивать её взаимосвязь с с другими компонентами экономической политики, в частности, с денежной, кредитной, ценовой политикой.
Результаты финансовой политики оценивают исходя из её соответствия интересам общества в целом и его важнейших социальных групп, а также достигнутых результатов, связанных с целями и задачами. Финансовая политика не может быть реализована без создания финансового механизма, который обеспечивает всю деятельность государства в финансовой сфере.
Под финансовым механизмом понимают систему форм, методов и видов организации финансовых отношений, установленную государством.
Финансовый механизм состоит из следующих элементов:
- форма финансовых ресурсов;
- методы формирования финансовых ресурсов;
- система законодательных норм и нормативов, используемых при определении доходов и расходов государства;
- организация бюджетной системы, рынка ценных бумаг и финансов предприятий.
Типы финансовой политики
Выделяют три базовых типа финансовой политики:
- классическая,
- планово-директивная,
- регулирующая.
В рамках классической теории государству отводится роль "ночного сторожа". По мнению классиков, основа финансовой политики - это достижение максимальной свободы в рыночных отношениях. В качестве основного регулятора рассматривается рынок, который обеспечивает экономический рост и сбалансированность общественных ресурсов. Государство только задаёт правовые нормы для функционирования рынка.
В планово-директивной теории на первое место выходят отношения планомерности, система директивных планов распределительных государственных функций, базирующаяся на жёстком исполнении плановых экономических показателей развития. При этом превалирующими являются натуральные плановые показатели, за которыми следует перераспределение денежных ресурсов в структуре государственных финансов, отраслевых министерств и государственных предприятий в строго заданных планом пропорциях. В планово-директивной системе осуществляется жесткая централизация и распределение большей части финансовых ресурсов через государственный бюджет. Директивная система ориентируется на внутренние финансовые ресурсы, игнорирует международное движение капиталов с единственным исключением - она признает государственные займы.
Регулирующая теория основывается на экономической теории Кейнса и его последователей. В рамках этой теории государство осуществляет вмешательство в циклическое экономическое развитие путем применения набора финансово-кредитных инструментов:
- налогов,
- бюджета,
- процентных ставок.
Основная роль среди рычагов государственного регулирования отводится налогам. Они задают уровень рентабельности и денежных накоплений организаций. Налоговые льготы стимулируют ускоренное развитие в приоритетных отраслях.