
Основные факторы, влияющие на изменение точки безубыточности
Каждое предприятие со временем сталкивается с ситуацией, когда объем реализации продукции от периода к периоду держится на стабильном уровне, вместе с тем точка безубыточности продолжает расти. Это значит, что предприятию все сложнее и сложнее зарабатывать прибыль, а значит крайне важно оперативно отреагировать – принять меры для определения причины роста указанного показателя и найти способы его оптимизации.
В целом на рост минимально допустимого объема продаж может влиять несколько факторов, это и изменение внешней среды (например, рост цен на поставляемое организации сырье, на предоставление услуг по доставке оборудования или его обслуживание, энергию, комплектующие), и действия самой компании (в основном это постоянные затраты, например, повышение заработной платы сотрудников, затраты на ремонт оборудования, отсутствие экономии расходования электроэнергии и другие). Также причиной роста точки безубыточности может быть изменение структуры продаж.
Формула определения точки безубыточности
Вкр=3пост/(Цi−Зперi), где:
- Зпост – постоянные затраты,
- Цi – цена единицы продукции,
- Зперi – переменные затраты на единицу продукции.
Основные факторы, влияющие на изменение точки безубыточности, определяются ее формулой:
- Цена единицы выпускаемой продукции;
- Переменные затраты на единицу выпускаемой продукции;
- Постоянные затраты.
Определение влияния факторов на изменение точки безубыточности
Для определения влияния каждого фактора можно использовать метод цепной подстановки. При этом показатели с индексом 0 обозначают первоначальные значения того или иного показателя , а с индексом 1 – новые значения (текущего периода). Данный метод заключается в том, что необходимо определить критический объем производства при изменении каждого фактора:
-
При изменении цены объем безубыточной реализации продукции будет определяться по формуле: Вкр(ц)=3пост0/(ц1−3пер0), где Вкр(ц) – объём безубыточной реализации при установлении новой цены (ц1).
-
При изменении переменных затрат на единицу выпускаемой продукции точка безубыточности будет определяться по формуле: Вкр(пер)=Зпост0/(ц0−Зпер1), где Вкр(пер) – объём безубыточной реализации при новых переменных затратах (Зпер1).
-
При изменении постоянных затрат точка безубыточности будет определяться по формуле: Вкр(пост)=Зпост1/(ц0−Зпер0), где Вкр(пост) - объём безубыточной реализации при новых постоянных затратах (Зпост1).
Изменение точки безубыточности определяется:
-
За счёт изменений в цене реализации(∆Вкр(ц)): ∆Вкр(ц)=Вкр(ц1)−Вкр(ц0), где Вкр(ц1) и Вкр(ц0) - объём безубыточной реализации при новой цене (ц1) и первоначальной цене (ц0).
-
За счёт отклонений в переменных затратах на единицу выпускаемой продукции (∆Вкр(пер)): ∆Вкр(пер)=Bкр(пep1)−Вкр(пер0), где Bкр(пep1) и Вкр(пер0) - объём безубыточной реализации при первоначальном уровне переменных затрат (пер0) и при их новом значении (пер1).
-
За счёт отклонений в постоянных затратах (∆Вкр(пост)): ∆Вкр(пост)=Вкр(пост1)−Вкр(пост0), где Вкр(пост1) - Вкр(пост0) объём безубыточной реализации при первоначальном уровне постоянных затрат (пост 0) и при их новом значении (пост1).
Наибольшее влияние на точку безубыточности как правило оказывает изменение цены единицы продукции. При этом зависимость между данными показателями обратная. Если предприятие функционирует в режиме полной производственной мощности, то управлять ценой в сторону ее понижения практически невозможно, так как объем продаж, необходимый для того, чтобы окупить затраты, может резко увеличиться и выйти за рамки производственных мощностей фирмы и наоборот.
