Общее понятие о рынке
Современная жизнь неразрывно связана с понятиями «рынок», «экономика», «бизнес». Но не все наши сограждане хорошо ориентируются в этих понятиях. Даже в науке могут встречаться двоякие толкования. Это вносит некоторую путаницу. Поэтому следует более четко ориентироваться в современных терминах и понятиях.
Одним из ключевых понятий современной хозяйственной жизни является понятие рынка. В самом простом (обывательском) применении этим термином называют место собрания торговцев и покупателей населенного пункта – базар. Но современная наука имеет несколько подходов к определению значения этого термина.
Рынком называется способ организации производства материальных и духовных благ на основе принципов свободного предпринимательства с ограничением влияния государства вопросах регулирования производства и распределения продукта.
Это, так называемое, политико-идеологическая и философская трактовка значения данного термина. В этом смысле рынок противопоставляется командно-административной системе организации экономики. Предполагается развитие рыночной системы в условиях разнообразных форм собственности с преобладанием частной собственности на средства производства. Кроме того рынок можно рассматривать и как особый тип мышления в хозяйственной деятельности.
Рынком также называют особый способ поведения участников хозяйственного процесса, определяющий характер взаимоотношений между ними и определяющий критерии принимаемых управленческих решений.
В данном контексте важную роль играют взаимоотношения на основе потребительского спроса, рыночного предложения и предпринимательской инициативы. Поэтому рынок можно рассматривать как своеобразный инструмент управления производством и обществом. Ведь производство является основой формирования всех остальных видов отношений в общественно-экономической формации.
Рынок функционирует на основе следующих принципов:
- наличие различных форм собственности на средства производства;
- свобода экономической деятельности в пределах законодательной базы (предпринимательства);
- доминирующая роль потребительского спроса (вкусов и желаний);
- ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения;
- конкуренция в хозяйственной деятельности;
- открытость внешнеэкономической деятельности для хозяйственных организаций и предприятий.
Функционирование рынка обеспечивает выполнение им таких функций, как регуляторная, распределительная, стимулирующая, информационная и функция контроля.
Понятие эффективности рынка
Существует большое количество взглядов на разнообразие рынков и их виды. Причиной этого является разнообразие критериев классификации. Но при этом все исследователи выделяют такие основные виды рынков, как рынок факторов производства, рынок труда, рынок земли (землепользования) и рынок капитала.
Важным вопросом является вопрос об эффективности функционирования рынка. Практически все финансовые теории в своей основе базируются на понятии идеального рынка капитала.
Эффективным считается рынок, на котором любая поступающая релевантная информация сразу сказывается (отражается) на уровнях цен финансовых активов, которые торгуются на данном рынке.
В соответствии с этим определением гипотеза эффективного рынка считает, что текущие цены активов представляют собой полное отражение доступной для всех инвесторов информации о всех ценообразующих факторах. Окончательно гипотеза эффективного рынка была сформулирована в 1965 году американским экономистом Э. Фамой. Согласно его гипотезе эффективный рынок обладает следующими характеристиками: способен к быстрой адаптации к новой информации (при условии, что цены на финансовые активы своевременно и полностью способны отражать всю доступную информацию), цены соответствуют фундаментальным (базовым) факторам.
Модель эффективного (идеального) рынка возможна при соблюдении ряда условий:
- если нет трансакционых издержек;
- если отсутствуют налоги;
- если численность продавцов и покупателей настолько велика, что действия любого из них не могут влиять на цену активов (например, акций или облигаций);
- если на рынок имеют равный доступ как юридические, так и физические лица;
- информация доступна;
- если все субъекты рынка имеют одинаковые ожидания;
- если нет издержек в связи с финансовыми затруднениями.
Таким образом, если эффективный рынок – это рынок, цены которого отражают информацию, то можно сформулировать определение самого понятия эффективности.
Эффективностью рынка называется показатель использования полученной информации в процессах ценообразования.
Если информация, которая содержится в прошлых изменениях цен, полностью отражена в ныне действующих (текущих) рыночных ценах. То это слабая форма эффективности рынка. Средняя форма эффективности заключается в том, что текущие изменения цен отражают не только прошлые изменения цен, но и всю общедоступную информацию. Сильная форма эффективности предполагает отражение в ценах активов информацию даже из закрытых источников.
Сущность эффективности рынка капитала
Эффективностью рынка капиталов называют характеристику относительного объема средств, которые потеряны на заключении сделок.
Поэтому, чем ниже потери капитала при перемещении активов, тем выше эффективность рынка капиталов. Поддержание высокого уровня эффективности рынка капитала (информационной эффективности) зависит от следующих факторов:
- количества продавцов и покупателей;
- степени доступности информации и затрат на ее получение;
- отсутствие факторов, препятствующих заключению сделок (налоги, трансакционные затраты и пр.);
- рациональность действий всех субъектов рынка;
- невозможность влиять на уровень цен сделок, совершаемых физическими и юридическими лицами;
- невозможность сверхдоходов от сделок с ценными бумагами.