Сущность понятия «холдинг»
Холдинг как вид корпорации - это совокупность юридических лиц, называемых участниками холдинга и связанных между собой холдинговыми отношениями, состоящими в том, что один из участников, который называется "головная компания", управляет деятельностью остальных участников холдинга.
Если законы страны не устанавливают дополнительных ограничений, в состав холдинговой компании могут включаться коммерческие организации, имеющие различную организационно-правовую форму.
Холдинг как корпорация или компания осуществляет контроль одной или несколькими компаниями благодаря акциям, которыми он владеет. В хозяйственной практике в большинстве случаев у холдинга имеется решающее право голоса за счёт использования механизма контрольного пакета акций. Холдинговая форма организации компаний может использоваться для того, чтобы проводить единую политику и осуществлять единый контроль за соблюдением интересов крупных корпораций, а также в целях ускорения диверсификационных процессов.
Реализация системы участия в холдинге позволяет подчинить холдингу компании, обладающие формальной независимостью и располагающие капиталом, превосходящим капитал этого холдинга. Выделяют следующие разновидности холдингов:
- чистый холдинг, в рамках которого выполняются только контрольные и финансовые функции,
- смешанный холдинг, в рамках которого наряду с указанными функциями осуществляется непосредственное участие в бизнес-процессах, таких как производство, торговля, кредитование, транспорт и т.д.
Важно отличать инвестиционную компанию от холдинговой. Основное отличие состоит в том, что цель приобретения инвестиционной компанией акций - получение прибыли. Цель холдинговой компании - получение контроля над деятельностью компаний, акции которых приобретаются. К преимуществам холдинга можно отнести возможность при необходимости продать бизнес по частям за счёт того, что у дочерних компаний сохраняется формальная самостоятельность, а также распределение коммерческого риска.
Если в планы компании входят территориальное или функциональное расширение деятельности, она может выбрать один из двух основных путей:
- создание филиальной сети,
- образование холдинга.
Если выбран первый вариант, то ответственность за обязательства представительств и филиалов ложится на головную организацию. В случае с зависимыми и дочерними компаниями имущество головной компании в некотором смысле скрыто, поскольку участники холдинга являются автономными организациями, самостоятельно отвечающими по своим долгам.
Специфика финансовой деятельности холдинга
Как и для корпораций другого типа, для холдингов специфика работа определяется целями, поставленными собственниками бизнеса. Цели определяют выбор типа холдинговой структуры. Структуры отличаются в первую очередь тем, как распределяются управленческие функции между головной компанией и дочерними компаниями. В соответствии с этим строится и система финансового управления. Она задаёт особенности работы финансовых служб. Холдинговые компании можно разделить на два вида:
- финансовые,
- операционные.
Финансовый холдинг включает в себя предприятия, относящиеся к разным отраслям. Собственники такого холдинга не стремятся взять под контроль текущую операционную деятельность каждой компании. В сферу их интересов входит только прибыльность компании группы.
Операционные холдинги в большинстве случаев включают в себя предприятия одной отрасли, соединяющиеся в горизонтально или вертикально интегрированную цепочку. В качестве примера можно привести нефтяные компании. Для операционных холдингов в большей степени типичны централизованные организационные и финансовые структуры. При этом отдельным производственным предприятиям остаётся весьма ограниченный круг полномочий в сфере финансов. Всё оперативное управление перекладывается на головную компанию.
Исследователи рассматривают финансовую службу головной компании как контролирующий и ревизионный орган. На самом деле, основная задача финансовой службы не осуществление контрольных функций, а формирование такой системы управления финансами, которая бы обеспечивала развитие всех входящих в холдинг компаний. Финансовый директор должен вовремя прогнозировать возникновение проблем с рентабельностью, ликвидностью, стоимостью бизнеса. Он должен видеть причины, предлагать мероприятия по профилактике или устранению нежелательных процессов. У финансистов должно быть четкое понимание специфики бизнеса, в котором они работают.
В операционных холдингах преобладают централизованные структуры управления финансами. В таком случае головной офис холдинговой компании координирует деятельность финансовых служб, созданных в дочерних компаниях. Предполагается, что контроль за составлением и исполнением бюджетов дочерних компаний ведется финансовым департаментом холдинга. Этот департамент берёт на себя ответственность за:
- планирование финансов,
- анализ рисков,
- привлечение и распределение ресурсов,
- управление производственной себестоимостью,
- оценку целесообразности интеграции.
Управляющая компания занимается координацией процессов закупки сырья и материалов, сбыта готовой продукции, всей инвестиционной деятельностью. Дочерним предприятиям остаётся только вести учёт. На них может вообще не быть финансовых отделов.
Для финансовых холдингов более типична децентрализованная структура управления финансами. В таком случае финансовой службе управляющей компании отводится решение общих вопросов, таких как:
- стратегическое планирование,
- определение нормы доходности для дочерних компаний,
- размещение свободных средств,
- расчет совокупного финансового риска по группе.
Кроме того, финансовая служба может оценивать деятельность управленческих команд дочерних предприятий, принимать решение о крупных сделках и инвестициях, управлять структурой капитала. Оперативным финансовым планированием занимаются финансовые отделы дочерних компаний. Как правило, от них требуется обеспечить достижение установленных головной компанией финансовых показателей.