Сущность понятия «государственный внешний долг»
Внешний долг государства – это задолженность государства перед нерезидентами страны, зарубежными кредиторами и целыми странами.
Довольно часто, различие между внешним и внутренним долгом базируется на виде валюты, в которой такой долг выражен.
Стоит отметить, что на сегодняшний день не существует однозначного и точного определения внешнего долга. Однако, наибольшую популярность в отношении трактовки данного получили два мнения, а именно:
- внешний долг представляет собой величину обязательств, которые выражены в иностранной валюте, при этом внутренний долг в большинстве случаев выражается в национальной валюте страны;
- внешний долг представляет собой общую величину долга нерезидентам, т.е. юридическим и частным лицам, которые зарегистрированы в других государствах, вне зависимости от валюты, в которой выражены такие обязательства.
На современном этапе развития в составе внешнего государственного долга принято выделять две составляющие, а именно: капитальный и текущий долг. Под капитальным долгом понимают совокупную величину обязательств страны, в т. ч. начисленные суммы процентных платежей. Текущий же долг подразумевает расходы страны по выплате доходов кредиторов, а также погашению обязательств, срок которых уже наступил.
Внешний долг на сегодняшний день оказывает значительное влияние на национальную экономику государства, однако, такое влияние весьма противоречиво. Так, с одной стороны, привлечение внешних ресурсов дает возможность получать дополнительные финансовые средства, направляемые, как правило, на покрытие дефицита государственного бюджета или на финансирование инвестиционных проектов, которые в дальнейшем могут приносить дополнительный доход. С другой стороны, неразумное увеличение размера государственного внешнего долга может спровоцировать финансовый кризис в стране.
Любой долг порождает расходы на его обслуживание, и если величина внешнего долга слишком велика страна может быть просто не в состоянии выплатить все обязательства. Просроченные выплаты в результате провоцируют возникновение так называемой «долговой петли», т.е. ситуации, в которой государство вынуждено брать дополнительные кредиты и займы для выплаты предыдущих. Подобная ситуация, как правило, приводит к снижению рейтинга заемщика, что влечет за собой увеличение стоимости привлечения финансовых ресурсов, а также постепенное закрытие доступа к подобного рода займам.
Внешний долг РФ
За весь период существования России состав и структура внешнего долга в значительной мере изменились. Во-первых, был сокращен долг СССР, но в то же время увеличился долг нового государства - РФ. В большей степени этому способствовала реструктуризация первого: в конце ХХ века было в большей степени урегулировано более половины советских долгов.
Центральный Банк РФ на постоянной основе публикует данные о состоянии государственного долга на определенную дату. Проанализировав эти данные, можно увидеть следующую тенденцию: номинальная величина внешнего долга РФ на постоянной основе увеличивается, что обусловлено в большей степени приростом частного долга и увеличением заимствований банковских организаций, а не непосредственно государства.
Однако, несмотря на то, что величина внешнего долга РФ перманентно увеличивается очень важно провести анализ относительных показателей, характеризующих такую динамику. Относительные показатели внешней долговой стабильности на сегодняшний день находятся на оптимальном уровне, тем не менее, необходимо обратить внимание на соотношение расходов, связанных с обслуживанием такого долга, с величиной экспорта товаров и услуг. Валютно-финансовый кризис, который произошел в 2008-2009 гг., продемонстрировал, что уровень внешнего долга РФ все же остается на довольно высоком уровне: огромному количеству заемщиков потребовалась поддержка со стороны государства для выполнения принятых ранее долговых обязательства. Так, государство приняло на себя некоторую долю обязательств по задолженности банковских структур и прочих финансовых учреждений, частных корпораций. а также предоставило отдельным заемщикам денежные средства для погашения обязательств.
Стоит отметить, что на сегодняшний день РФ является не только достаточно крупным должником, но и одним из самых крупных кредиторов. Так, к РФ перешли не только долги, но и требования СССР к более чем 50 государствам, при этом их сумма составила более 160 млрд. руб. Однако, большая часть государств-заемщиков не имеют возможность погашать свои обязательства, поэтому основным способом регулирования внешнего долга выступает реструктуризация задолженности на наиболее приемлемых для РФ условиях.
На сегодняшний день основной внешний долг РФ можно разделить на три составляющих по типам заемщиков:
- задолженность перед государствами, которые являются членами Парижского клуба;
- задолженность перед коммерческими банковскими структурами (так называемый Лондонский клуб);
- задолженность перед различными коммерческими компаниями, холдингами в рамках Токийского клуба.
Стоит отметить, что РФ вошла в состав Парижского клуба в начале 1997 года и на сегодняшний день является как крупным должником, так и крупным кредиторам. Спустя 5 лет после вступления в состав данного клуба общая задолженность составила более 40 млрд. долл., при этом долговые обязательства прочих стран перед РФ составили более 52 млрд. долл.