Понятие государственного долга
Государственный долг – это совокупность различного рода долговых обязательств государства перед частными лицами, экономическими субъектами и хозяйствующими единицами, финансовыми учреждениями, другими странами, международными объединениями и союзами, организациями, функционирующими на общемировом уровне, а также прочими субъектами международного права.
Также под государственным долгом понимают сумму задолженности того или иного государства перед держателями ранее выпущенных от имени государства ценных бумаг (как правило, облигаций), величина которой рассчитывается как размер бюджетных дефицитов прошлых периодов за вычетом величины профицита за анализируемый период времени.
Как правило, государственный долг обеспечивается всеми активами, которые находятся на правах использования, владения и распоряжения у главного исполнительного органа страны, например, в Российской Федерации – Правительства РФ.
Стоит отметить, что между дефицитом и государственным долгом существует достаточно тесная взаимосвязь, так как именно заимствования государства выступают в качестве основного источника покрытия возникшего дефицита федерального бюджета, а также невозможно точно установить, насколько опасна для национальной экономики величина бюджетного дефицита, не проанализировав величину государственного долга на тот же момент времени. С другой стороны, для анализа величины государственного долга очень важно исследовать темпы роста дефицита бюджета.
Среди важнейших причин формирования государственного долга можно назвать наличие временно свободных финансовых ресурсов у частных лиц, хозяйствующих единиц, экономических субъектов, финансовых учреждений. Так, в случае, если расходы бюджета государства превышают его доходы, то такое превышение в обязательном порядке приводит к возникновению дефицита федерального бюджета, таким образом, можно наблюдать острую нехватку финансовых ресурсов для оплаты полученных товаров и услуг, а также для осуществления различного рода трансфертных платежей.
Среди основных причин роста государственного долга можно назвать:
- Военные расходы. Реализация военных действий требует значительных затрат, финансируемых, как правило, за счет средств федерального бюджета государства;
- Циклические спады в экономике государства и недостаточные темпы роста ВВП в период циклического подъема. Для преодоления циклического спада и стимуляции экономического роста в стране, Правительство через главный национальный банк наращивает темпы реализации государственных ценных бумаг;
- Также в качестве причин роста долга государства можно назвать снижение налоговых поступлений. В моменты, когда величина национального дохода снижения или не может увеличиться, налоговые поступления в значительной мере сокращаются, что способствует возникновению дефицита.
Влияние государственного долга на экономическую стабильность страны
Безопасность национальной экономики любого государства, финансовая стабильность страны на сегодняшний день рассматриваются как одна из важнейших качественных характеристик национальной экономики государства, которая в значительной мере предопределяет его способность поддерживать нормальные условия жизни населения, стабильное ресурсное развитие, а также наличие возможности реализовывать национальные интересы.
Обеспечение экономической стабильности является залогом независимости любого государства, важнейшим условием устойчивости и эффективного функционирования общества. Это что связано с тем, что национальная экономика выступает в качестве одного из жизненно важных аспектов жизни общества, функционирования государства и личности. Рост величины внутреннего долга можно считать менее опасным явлением для национальной экономики государства, чем рост величины его внешнего долга. В первую очередь, это связано с тем, что отсутствует утечка товаров и услуг при погашении внутреннего долга, однако, при этом происходят некоторые изменения в экономической жизни, характеризующиеся некоторыми негативными последствиями, например, перераспределением доходов внутри государства.
Среди наиболее серьёзных последствий роста государственного долга можно выделить:
- выплата начисленных процентов по государственному долгу в значительной степени оказывает влияние на рост неравенства доходов, так как большая часть обязательств государства, как правило, сосредоточена в руках наиболее обеспеченной части населения Таким образом, погашение государственного внутреннего долга способствует возникновению ситуации, при которой финансовые ресурсы от менее обеспеченных слоев населения перераспределяются к более богатым;
- рост налоговых ставок, который используется как один из инструментов снижения величины долга государства, может в значительной степени оказывать влияние на погашение различного рода экономических стимулов для развития реального сектора национальной экономики, снижать интерес к вложению финансовых ресурсов в экономические субъекта, а также усиливать социальную напряженность в стране;
- наличие внешнего долга государства предполагает перевод некоторой доли созданного внутри страны продукта в другие страны, что оказывает негативное влияние на развитие национальной экономики страны;
- увеличение размера внешнего долга, как правило, снижает авторитет государства на международной арене;
- в случае, когда правительство привлекает финансовые ресурсы на рынке капитала для рефинансирования долга или выплаты начисленных по долгу процентов, возрастает и величина ставки процента по капиталу. Увеличение процентной ставки способствует снижению капитализированной стоимости, снижению величины частных инвестиций, что, как правило, формирует национальную экономику со сниженным производственным потенциалом.