Особенности реформирования системы государственных финансов
Система государственных финансов – это совокупность структур и функциональных органов обеспечения их финансовых операций для накопления денежных средств и их расходования.
На протяжении всего развития мировой экономики осуществлялись различные реформы финансов. Этому способствовали в основном происходящие изменения в ВВП страны. Особенно на реформирование финансовой системы оказывали кризисы, которые вызывали различные структурные диспропорции:
- разрыв объема обязательств государства от его доходов (гипертрофированный рост доли социальных расходов в бюджете, повышение задолженности бюджета перед населением и регионами);
- дисбаланс между реальной структурой доходов и налоговой системой (сокрытие доходов налогоплательщиков приводит к сокращению поступлений в бюджет страны);
- несогласованность процедур формирования и исполнения бюджета;
- отсутствие согласования долгосрочного государственного платежного баланса и текущего консолидированного бюджета.
Внедрение качественного государственного управления в области финансов способствует стимулированию социально-экономического развития страны. Особенно на необходимость проведения реформ в государственном секторе влияют постоянно меняющиеся внутренние и внешние факторы окружающей среды.
Проводимые финансовые реформы в России были направлены на усовершенствование: бюджетного процесса; налогового планирования; межбюджетных отношений.
Преобразования в государственной бюджетной системе привлекает всех участников бюджетного процесса и позволяет оценивать эффективность по результатам деятельности. Последние в свою очередь являются предпосылками роста эффективности государственного сектора управления.
Этапы реформирования государственных финансов
Процесс реформирования государственных финансов осуществляется в три последовательных этапа:
- реформа межбюджетных отношений;
- реформирование бюджетного процесса;
- реформирования сектора бюджетных учреждений.
Первая стадия дала начало реформы общественных финансов в РФ еще в конце XX века. Необходимость преобразования межбюджетных отношений была обусловлена отсутствием комплексного подхода к выравниванию социально-экономического развития страны. Данная концепция финансовой реформы предусматривала создание системы, состоящей из пяти федеральных фондов. Деятельность этих фондов должна быть ориентирована на финансирование регионов. В состав фондов входили: фонд финансовой помощи субъектов РФ; фонд развития регионов; фонд компенсации; фонд софинансирования расходов на социальную сферу; фонд реформирования региональных и муниципальных финансов.
Основой реформы межбюджетных отношений уже в начале XXI века (2003-2005 гг.) являлось разделение уровня бюджетной системы с четким определением доходов и расходов.
Результат преобразований межбюджетных отношений – это расширение самостоятельности и ответственности региональных и местных органов в процессе выполнения бюджетных обязательств.
Вторая стадия – реформирование бюджетного процесса предполагала создание условий для максимально эффективного управления государственными и муниципальными финансами. В 2004 году был создан стабилизационный фонд в России, который обеспечивал рост устойчивости госбюджета к негативному влиянию внешней экономической конъюнктуры.
На третьей стадии осуществлялась реструктуризация или реформирование сети бюджетных организаций. Это создание не только новых государственных и муниципальных предприятий, но и изменение принципов их работы с учетом новых форм обеспечения финансовыми ресурсами.
Основные направления реформирования сектора бюджетных организаций:
- оптимизация функционирующих сетей организаций, которые являются получателями средств из госбюджета;
- проведение реорганизации бюджетных предприятий и уточнение их правого статуса;
- переход на новые формы обеспечения финансами средствами;
- внедрение модели формирования бюджета, ориентированного на результат.
Проблемы реформирования муниципальных финансов
Преобразования системы управления государством в РФ проводятся не только в сфере государственных, но муниципальных финансов.
Задача нового финансового законодательства в сфере финансов – это приведение финансовых ресурсов всех уровней публичной власти согласно объемам полномочий и обязанностей. Ключевым моментом реформирования муниципальных финансов должно стать повышение финансовой самостоятельности и ответственности органов местного самоуправления перед населением.
Муниципалитеты должны обладать достаточными финансовыми средствами для эффективного выполнения поставленных задач и реализации своих функциональных обязанностей. Кроме этого органы местного самоуправления должны иметь право самостоятельно управления своим бюджетным фондом. С этой целью и проводится реформирование финансовой системы муниципалитетов.
Новый закон позволяет выделить в структуру бюджетной системы субъектов страны новый уровень бюджетов. В систему местных бюджетов входят: бюджеты городских округов, бюджеты муниципальных районов; бюджеты поселений (сельских и городских).
Доходные и расходные полномочия возлагаются на органы исполнительной власти всех типов муниципалитетов (районов, городских округов, городских и сельских поселений).
Но при всех преимуществах реформирования муниципальных финансах, существует и ряд проблем:
- проблемы формирования доходов и исполнения расходных обязательств муниципалитетов;
- проблемы определения минимальных социальных стандартов;
- проблемы использования новой модели межбюджетных отношений.
Первая группа проблем связана с тем, что доходная часть бюджета местного самоуправления не обеспечивает выполнение обязательств по решению локальных вопросов. Поэтому можно говорить о невыполнении главной цели реформы. Кроме того, муниципальным образованиям столкнуться с большими трудностями при переходе к новой системе налогообложения на местном уровне. Что касается расходных обязательств местных бюджетов, то они должны покрываться за счет доходов, а не средствами финансовой поддержки из федерального центра.
Вторая группа проблем показывается, что вместо единых государственных минимальных социальных стандартов возникает их многоуровневая система: федеральные, региональные, муниципальные. Это означает, что каждый уровень принимает ответственность за установленные нормативы.
Третья группа проблем демонстрирует ущемление интересов муниципалитетов в рамках межбюджетного регулирования. Муниципальные образования лишаются стимулов для развития собственного экономического потенциала.