Бюджетная политика
Бюджетная политика РФ – это часть экономической политики государства, связанная с формированием и использованием государственного бюджета и бюджетов его территориально административных единиц.
Она нацелена на решение социальных вопросов, как на уровне государства, так и на уровне регионов. Среди задач бюджетной политики выделяют:
- Поддержание сбалансированности бюджета.
- Создание условий для динамичного развития.
- Модернизация экономики.
- Повышение качества жизни населения.
- Повышение эффективности и прозрачности государственного управления.
Бюджетная политика позволяет концентрировать средства для решения целевых вопросов и задач, снижать налоговую нагрузку на экономику, обеспечивать упорядочивание государственных обязательств, создавать эффектные системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами. Она реализует совокупность мероприятий в сфере работы финансовых и налоговых органов, объединяя такие государственные органы, как Центральный банк, контрольно-счетную палату и субъекты страны. Концепция политики разрабатывается на основе социально-экономического прогноза. В ней содержатся задачи на следующий финансовых год.
В бюджетной политике действуют постоянные ограничения. Они выражаются через количественные ориентиры или лимиты, которые устанавливаются для таких показателей, как дефицит, государственный долг, соотношение расходов и доходов бюджета. Эти ограничения призваны обеспечивать макроэкономическую стабильность, повышать доверие к властям, обеспечивать долгосрочную устойчивость, снижать процикличность, координировать политику в рамках действующих международных соглашений, в том числе валютных союзов.
Формирование доходов бюджетов РФ
Российская бюджетная система состоит из трех уровней – федерального, регионального и местного бюджетов. Федеральный бюджет является частью налогово-бюджетной системы. Он представляет собой совокупность денежных отношений, которые складываются по поводу перераспределения дохода. Его управлением занимается государство. Если рассматривать его с точки зрения целостности, то он представляет концентрацию средств или некий фонд. Так же федеральный бюджет рассматривается как правовой акт, в котором закреплены права и обязанности всех участников.
Он является частью консолидированного бюджета. Порядок его формирования, как и бюджетов других уровней регулируется Бюджетным кодексом РФ. Его структура состоит из:
- Нефтегазовых доходов.
- Не нефтегазовых доходов.
- Доходов от внутреннего производства.
- Налогов.
- Ввозных пошлин.
Расходы федерального бюджета идут на решение общегосударственных и национальных вопросов, обеспечение национальной и экономической безопасности, охрану окружающей среды, оказание услуг в рамках естественных монополий, здравоохранение, образование, социальную политику.
Российская бюджетная система устроена таким образом, что региональные и местные бюджеты остаются зависимыми от федерального. То есть, в Бюджетном кодексе закреплены налоги, которые идут на их пополнение, но зачастую, этих средств недостаточно для решения текущих задач, поэтому местные и региональные бюджеты нуждаются в дофинансировании из федерального бюджета. И те и другие предназначены для финансирования производственных и непроизводственных сфер на подведомственных территориях. Структура региональных бюджетов состоит на 40% из федеральных налогов, на 35% из трансфертов, дотаций, субвенций, а на собственные доходы приходится менее 30%.
Межбюджетные отношения
Межбюджетные отношения возникают между бюджетами разных уровней. Они заключаются в формировании и исполнении соответствующих бюджетов. В России они действуют согласно следующих принципов:
- Соблюдение равенства всех бюджетов РФ.
- Выравнивание показателей минимальной обеспеченности.
- Обеспечение равенства бюджетных прав.
- Разграничение доходов по уровням бюджета.
- Распределение и закрепление расходов по определенны уровням.
Межбюджетная политика может преследовать цели по выравниванию обеспеченности бюджетов, стимулированию роста налогового потенциала, финансовому управлению территориальным развитием, снижению рисков недофинансирования.
Между уровнями власти существуют разграничения полномочий. За каждым из них закреплены обязательства, а также исключены те и них, которые не подкреплены финансированием. Налоговые полномочия органов власти так же были расширены. Это было сделано для того, чтобы стимулировать местные органы власти на развитие предпринимательской активности. То есть, региональные и местные власти должны быть заинтересованы в социально-экономическом развитии вверенных им территорий. Однако, выбранная модель не достаточно эффективна именно для региональных и местных бюджетов.
Региональные бюджеты устроены так, что часть средств, поступающих в них, уходит на федеральный уровень. Для решения территориальных вопросов остается лишь 30% средств. Получается, что регион зависит от степени его приоритетности в государственной экономической политике. То есть дотации и субвенции, а также дофинансирование бюджета за счет федеральных средств будет проводиться в том случае, если на территории действуют стратегически важные отрасли, либо реализуются национальные проекты. Такой подход ведет к межбюджетному дисбалансу.
Кроме того, до сих пор нет серьезного разграничения источников доходов. Считается, что один налог поступает только в один бюджет, но на практике это не реализуется.
Как следствие, регионы и муниципалитеты не имеют самостоятельности. Им приходится подстраиваться под бюджетное планирование федерального уровня. Больше всего проигрывают регионы, которые являются донорами. Муниципальные бюджеты получают доходы от земельных налогов и налогов на имущество физических лиц. Основной же доход формируется за счет доли федеральных налогов.