Формирование Фонда национального благосостояния
Фонд национального благосостояния – это один из российских государственных резервных фондов, ориентированный на длительную перспективу.
Фонд национального благосостояния входит в состав федерального бюджета. Он был создан для того, чтобы в длительной перспективе обеспечить устойчивое функционирование механизмов пенсионного обеспечения российских граждан. К целям учреждения фонда относятся:
- софинансирование пенсионных накоплений, осуществляемых на добровольной основе гражданами России,
- покрытие бюджетного дефицита, возникающего в Пенсионном фонде Российской Федерации.
Основным источником формирования фонда являются нефтегазовые доходы, поступающие в федеральных бюджет. К нефтегазовым доходам относятся:
- налог на добычу полезных ископаемых, взимаемый при добыче разных видов углеводородного сырья – природного газа, нефти, газового конденсата,
- вывозные таможенные пошлины на природный газ, сырую нефть и продукты нефтепереработки.
Получаемые бюджетом нефтегазовые доходы тратятся на разные цели. Часть из них – вместе с другими бюджетными доходами – направляется на осуществление бюджетных расходов по обычным направлениям в соответствии с принятой структурой бюджета. Часть направляется в формате нефтегазового трансферта. Объем нефтегазового трансферта определяется в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период. Значение устанавливается как 3,7% от прогнозируемого годового объема валового внутреннего продукта. Прогноз по валовому внутреннему продукту также прописывается в федеральном законе о федеральном бюджете.
После того, как из нефтегазовых доходов был сформирован нефтегазовый трансферт, оставшиеся нефтегазовые доходы направляются в Резервный фонд.
Нормативную величину Резервного фонда определяют в федеральном законе. Расчет производится по следующей схеме: 10% от прогнозного значения валового внутреннего продукта на соответствующий год. После того, как Резервный фонд наполнен в установленном объеме, оставшиеся нефтегазовые доходы перечисляются в Фонд национального благосостояния.
Однако в 2010 году из-за негативной конъюнктуры цен на нефть было принято решение об изменении схемы формирования фондов. Объем Резервного фонда перестал фиксироваться, пополнение фондов (как Резервного, так и Фонда национального благосостояния) было приостановлено, а все нефтегазовые доходы стали использоваться исключительно на финансирование текущих расходов федерального бюджета.
Другой источник пополнения Фонда национального благосостояния – это доходы, которые получаются от управления имеющимися в фонде средствами. Однако с 2010 года и эти доходы перечисляются на то, чтобы финансировать бюджетные расходы.
Изначально нефтегазовые доходы (в том числе направляемые в Фонд национального благосостояния и Резервный фонд) учитывались на отдельных счетах, которые открывает Федеральное казначейство в Банке России. С 2010 года отказались от обособленного учета средств.
До того момента, как от пополнения Фонда национального благосостояния отказались, формированием доходов занималось Министерство финансов РФ в соответствии с установленным Правительством порядком.
Управление Фондом национального благосостояния
Управление средствами фонда ориентировано на то, чтобы:
- обеспечить сохранность имеющихся средств,
- получить стабильные доходы от размещения ресурсов.
Важно учитывать, что доходы должны быть получены в долгосрочном периоде. В краткосрочном периоде результаты от размещения средств могут быть и отрицательными.
Полномочия по управлению ресурсами фонда возложены на Минфин РФ. Базовые принципы определяет Правительство, а Минфин действует в рамках установленных границ. Отдельные операции осуществляет Банк России (Центральный банк Российской Федерации). В некоторых случаях привлекают специализированные финансовые организации, которые реализуют отдельные полномочия. Порядок их привлечения и требования, которым должны отвечать такие организации, определяет Правительство РФ.
Управление средствами фонда включает в себя:
- приобретение на средства из фонда иностранной валюты. Эта валюта помещается на счета в Центральном банке. Ведение счетов осуществляется в валюте. Производится начисление процентов (в соответствии с договором банковского счета),
- размещение средств из фонда в виде финансовых активов и иностранной валюты. Финансовые активы могут быть номинированы как в иностранной валюте, так и в российских рублях, но к ним предъявляются достаточно жесткие требования, обеспечивающие гарантию надежности вложения.
Использование Фонда национального благосостояния
Средства из фонда должны расходоваться в соответствии с его целевым назначением:
- на софинансирование осуществляемых в добровольном порядке пенсионных накоплений российских граждан,
- на покрытие бюджетного дефицита, возникающего в Пенсионном фонде.
Конкретный объем средств, направляемых на каждую из перечисленных целей, фиксируется в федеральном законе о федеральном бюджете.
Добровольные пенсионные накопления софинансируются в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».
Еще одно направление, на которое возможно расходовать средства из Фонда национального благосостояния – это выплаты, позволяющие сократить заимствования и долговые обязательства федерального бюджета. Эта возможность распространяется и на межбюджетные трансферты из федерального бюджета, обеспечивающие соблюдение баланса в государственных внебюджетных фондах.
Контрольные мероприятия за порядком обращения с Фондом национального благосостояния возлагаются на Счетную палату, которая ежеквартально готовит отчеты для Федерального Собрания РФ по результатам исполнения бюджета.