Сфера торговли
Торговля – это одна из наиболее важных сфер жизнеобеспечения населения, с помощью которой на сегодняшний день реализовано рыночное согласование величины предложения и спроса на рынке.
Выступая в качестве одного из источников поступления финансовых ресурсов, торговля формирует основы финансовой устойчивости национальной экономики государства. На современном этапе развития торговля на современном этапе развития выступает в качестве бюджетообразующей составляющей - в отдельных регионах вклад торговых хозяйствующих субъектов в региональный бюджет составляет от 20 до 60%.
Функционирующий рынок сегодня характеризуется относительно высокой насыщенностью товарами различного рода, а именно и продовольственной, и непродовольственной группы, что в значительной степени гарантирует отсутствие дефицита товаров на рынке.
На современном этапе развития торговля занимает одно из наиболее важных мест в национальной экономике любой страны, так как данная сфера обеспечивает равновесие товарного предложения и потребительского спроса, что способствует достаточности на рынке товаров и услуг.
Наиболее приоритетной задачей функционирования торговых организаций можно назвать обеспечение возможность приобретения различных товаров при достойном качестве торгового обслуживания. Таким образом, реализовав товар и получив чистый доход, торговая организация достигает своей основной цели.
Стоит отметить, что затраченные финансовые ресурсы, которые привлекаются в качестве оборотного капитала, в рамках функционирования торговых предприятий должны быть компенсированы реализацией различных товаров. В современных рыночных условиях очень важно реально оценивать динамику и адекватность отдачи финансовых ресурсов, которые в огромных количествах вкладываются в ТМЦ розничной торговой организацией.
Под торговой организацией на сегодняшний день понимают независимый хозяйствующий субъект, который обладает правовым статусом юридического лица или индивидуального предпринимателя, организованный для получения экономических выгод и реализующий деятельность по закупке, хранению, реализации товаров, которая в конечном итоге направлена на удовлетворение потребностей рынка.
Особенности организации финансов в сфере торговли
Под финансами торговой организации понимают отношения, которые могут возникать в связи с формированием и расходованием фондов финансовых ресурсов для обеспечения бесперебойного процесса сбыта различных товаров. Посредством финансов торговли на сегодняшний день реализовано формирование и развитие финансовых ресурсов в условиях рыночной модели экономики, что связано с кругооборотом товарно-денежных отношений в форме следующих фак: приобретение оптом товаров и их реализация в дальнейшем по розничной цене. Первая фаза непосредственно связана с движением товаров, а вторая с движением финансовых ресурсов.
На современном этапе развития для финансов торговой организации характерны следующие функции:
- распределительная;
- регулирующая;
- контрольная.
Финансовые ресурсы предприятий торговли — это результаты функционирования финансов, выступающих в качестве денежных доходов и поступлений средств.
Основная цель финансовых ресурсов торговых предприятий заключается в обеспечении выполнения принятых финансовых обязательств, покрытия расходов и издержек, оплаты труда наемных сотрудников и получении чистой прибыли.
На сегодняшний день по экономическому назначению различают финансовые ресурсы, которые используются для обеспечения следующих направлений деятельности хозяйствующего субъекта: основная хозяйственную деятельность, воспроизводство основных фондов, оплата труда наемных работников, расширение бизнеса и развитие предприятия.
Стоит отметить, что значительная доля выручки торговых предприятий характеризуется в большей степени налично-денежной формой, что обязывает организацию, осуществляющую торговую деятельность строго контролировать соблюдение принятой на законодательном уровне кассовой дисциплины, своевременно инкассировать полученную от реализации выручку, в обязательном порядке соблюдать утвержденные нормы и правил организации оборота наличных денежных средств.
Хозяйствующие субъекты, реализующие деятельность в сфере торговли, характеризуются достаточно высоким уровнем личной ответственностью сотрудников за сохранность материальных ресурсов и расходованием фондов денежных средств.
Так как организации торговли функционируют в сфере обращения, то для таких предприятий характерна зависимость финансовых показателей от скорости оборота денежных средств или от длительности реализации товаров конечному потребителю.
Среди наиболее важных финансовых показателей деятельности торговых организаций выделяют:
- величину товарооборота в денежном выражении;
- абсолютную и относительную величина затрат, связанных с реализацией деятельности;
- величину валового дохода;
- уровень рентабельности.
По источникам формирования оборотные средства торговли характеризуются высоким участием кредитов банка в формировании товарных запасов.
В связи с тем, что объем товарооборота значительно колеблется по отдельным кварталам года, в качестве исходных данных для расчета нормативов принимается товарооборот IV квартала планируемого года, исчисленный по себестоимости с добавлением налога на добавленную стоимость, уплачиваемого поставщикам товаров. При этом себестоимость включает в себя покупную цену плюс издержки обращения по статьям: «Транспортные расходы» и «Расходы по доставке товаров на склад».
Методы нормирования собственных оборотных средств в торговле имеют некоторые отличия от методов нормирования оборотных средств в промышленности.
Методы нормирования остальных статей собственных оборотных средств однотипны с методами нормирования в промышленности.