Признаки финансовых ресурсов
Финансовые ресурсы – это находящиеся в распоряжении государства, хозяйствующих субъектов и населения денежные фонды, сформированные в процессе распределения стоимости ВВП в денежной форме и предназначенные для обеспечения воспроизводственного процесса.
Финансовые ресурсы обладают следующими признаками:
- существование исключительно в денежном формате,
- принадлежность на основе права собственности субъекту финансовых отношений (как вариант – могут находиться в распоряжении властвующих субъектов),
- использование для целей расширенного производства, социальных нужд, материального стимулирования работников, удовлетворения других формирующихся в обществе потребностей.
В ходе формирования финансовых ресурсов предприятия сталкиваются с типичными проблемами и препятствиями:
- снижение деловой активности. Из-за этого может снизиться общая доходность предприятия,
- получение отрицательных финансовых результатов от обычной и операционной деятельности в базовом периоде,
- снижение эффективности функционирования компании. Из-за этого коэффициенты рентабельности могут приобретать отрицательное значение (относится, в частности, к коэффициенту рентабельности активов и коэффициенту рентабельности собственного капитала),
- наращивание объема нераспределенной прибыли, что превращается в фактор нарушения дивидендной политики.
Если субъект финансовых отношений имеет достаточный объем финансовых ресурсов и эффективно их использует, это предопределяет хорошее финансовое положение организации, ее финансовую устойчивость и ликвидность, платежеспособность. В связи с этим в качестве ключевой задачи может быть определено изыскание резервов для наращивания собственных финансовых ресурсов и повышение эффективности их использования. Это позволит сделать все функционирование более эффективным, предотвратить банкротство.
Резервы роста финансовых ресурсов в современных условиях
Финансовые ресурсы удовлетворяют социальные и другие потребности. Рост таких ресурсов может осуществляться за счет сокращения расходов по непродуктивным направлениям:
- на содержание убыточных организаций,
- сомнительных капитальных вложений,
- управленческих издержек.
Если речь идет о государственных финансах, могут снижаться расходы на оборону и применяться другие способы экономии государственных средств. Однако такой подход может дать исключительно краткосрочный эффект, а в долговременной перспективе иметь негативные последствия. Разнообразные политические, экономические и социальные причины порождают постоянный рост государственных расходов. Поэтому в рамках современной финансовой политики предусматриваются мероприятия, направленные на постоянное наращивание государственных финансовых ресурсов.
В ходе реализации финансовой политики важно планировать рост финансовых ресурсов, которыми распоряжаются субъекты хозяйствования. Должно обеспечиваться формирование прочного финансового фундамента для ведения органами власти своей деятельности, связанной с реализацией функций и задач, возлагаемых на государство. Финансовая политика должна быть нацелена на обеспечение стабильности общественного производства и улучшение экономической ситуации, повышение социальной защищенности граждан.
Государственный бюджет по мере перехода на самофинансирование все в большей степени должен быть ориентирован на ускорение повышения эффективности народного хозяйства и наращивание на этой основе объемов финансовых ресурсов, стабилизацию финансового состояния различных отраслей. Отражением этих процессов становится уменьшение значимости дотационного регулирования производственно-финансовой деятельности организаций, предприятий и объединений. Из бюджета покрывается все меньше плановых убытков. В то же время увеличиваются расходы на развитие социальной сферы. Это направление перестает финансироваться по остаточному принципу.
Усиливается значимость контроля в вопросах:
- эффективного использования бюджетных ассигнований,
- открытия кредитов в соответствии с реальными потребностями.
Внутрихозяйственный и аудиторский контроль коммерческих организаций проводится с ориентацией на оценку эффективности реализуемых управленческих решений, выявления резервов повышения объема финансовых ресурсов.
Контроль как элемент управления осуществляется и в процессе планирования, и на стадии оперативного управления. Он позволяет сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми, выявить резервы роста финансовых ресурсов, наметить пути более эффективного хозяйствования условий.
Финансовое регулирование предполагает, что на экономические и социальные процессы оказывается воздействие в целях предотвращения потенциальных или устранения существующих диспропорций, развития социальной стабильности и внедрения передовых технологий на основе концентрации финансовых ресурсов в более перспективных отраслях и рыночных сегментах с ограничением наращивания финансовых ресурсов в менее желательных отраслях и сегментах.
Государство, наращивая финансовые ресурсы, может задуматься о снижении налогового бремени для отдельных категорий налогоплательщиков. Однако эти вопросы при решении требуют осторожности, тщательного анализа общегосударственных интересов. Чтобы финансовые ресурсы продолжали расти, необходимо добиться увеличения национального дохода.
Итак, на увеличение объема финансовых ресурсов оказывает положительное влияние:
- снижение затрат,
- повышение качества выпускаемой продукции,
- обновление выпускаемого ассортимента,
- наращивание объема производства.
Рост финансовых ресурсов может быть обусловлен и повышением цен. Однако такой способ получить дополнительный доход должен быть подвергнут критической оценке, поскольку в этом случае рост финансовых ресурсов оказывается не подкреплен повышением производственной эффективности. Нужно стремиться к усилению влияния роста эффективности производства на динамику финансовых ресурсов в народном хозяйстве. Вместе с тем от эффективного использования финансовых ресурсов в народном хозяйстве зависит решение проблемы повышения эффективности всего воспроизводства и ускорение темпов экономического роста.