Источники финансирования здравоохранения
Финансовое обеспечение здравоохранения в России - это совокупность инструментов, мер, способов и правовых основ формирования и использования финансовых ресурсов в сфере здравоохранения.
Прежде чем рассматривать финансовое обеспечение здравоохранения, следует определить понятие финансирования.
Под финансированием понимается предоставление экономическим субъектам финансовых ресурсов, а также целевое выделение финансовых средств на осуществление программ или ведение деятельности социально-экономическим предприятиям.
Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (статья 82) определяет следующий перечень источников финансового обеспечения здравоохранения:
- средства из фондов обязательного медицинского страхования,
- бюджетные средства из федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов,
- средства граждан и организаций,
- средства, поступающие от юридических и физических лиц, включая добровольно осуществляемые пожертвование,
- иные источники, не запрещённые законодательно.
В бюджетах разных уровней бюджетной системы России предусмотрены субсидии автономным и бюджетным учреждениям для реализации ими государственных заданий. Расчет производится исходя из нормативных затрат на оказание каждого вида предоставляемых государственных услуг юридическим и физическим лицам, а также нормативных затрат на содержание принадлежащего государству имущества. Формирование государственных и муниципальных заданий производится для автономных и бюджетных учреждений, а также казённых учреждений, входящих в список по решению государственных органов, органов местного самоуправления, на которые возложены полномочия главного распорядителя бюджетных средств. Возможно предоставление субсидии из бюджета автономным и бюджетным учреждениям на иные цели.
Важнейшим источником финансирования в сфере здравоохранения являются средства из фонда обязательного медицинского страхования. Правительство РФ ежегодно утверждает постановление, определяющее программу государственных гарантий. Эта программа представляет собой инструменты реализации конституционных прав граждан в части получения бесплатной медицинской помощи. В базовой программе обязательного медицинского страхования определяются виды медицинской помощи, возможные страховые случаи, структура тарифов на оплату медицинской помощи, способы её оплаты применительно к оказываемой помощи в рамках обязательного медицинского страхования за счёт соответствующих средств. Кроме того, программа предусматривает определение критериев качества и доступности медицинской помощи. На основе программы государственных гарантий органы государственной власти в каждом субъекте Российской Федерации разрабатывают территориальную программу. В территориальных программах могут быть предусмотрены дополнительные виды, условия и объемы оказания медицинской помощи, финансируемые из бюджетных средств. В территориальных программах определяются:
- условия и виды оказания медпомощи,
- нормативные объемы медпомощи,
- нормативы по финансовым затратам на учетную единицу объёма медпомощи,
- нормативы финансового обеспечения в пересчете на душу населения,
- критерии доступности и качества медпомощи, которая предоставляется гражданам на бесплатной основе.
При расчёте структуры тарифа для оплаты медпомощи принимаются во внимание разнообразные расходы, в частности:
- заработная плата и прочие расходы на оплату труда,
- закупка расходных материалов и лекарственных средств,
- закупка медицинского инструментария,
- расходы на проведение инструментальных и лабораторных исследований с привлечением других учреждений, если в медицинской организации нет возможности проводить такие исследования,
- расходы на продукты питания или организацию питания,
- расходы на коммунальные и транспортные услуги и т.д.
Медицинские организации должны использовать полученные из фонда обязательного медицинского страхования средства на установленные статьи затрат.
В последнее время в структуре источников финансового обеспечения возрастает значение средств от приносящей доход деятельности. Медицинские учреждения являются некоммерческими, но имеют право оказывать платные услуги для достижения закреплённых учредительными документами целей. Речь идет как о платных медицинских услугах, так и платных немедицинских услугах, являющихся дополнительными в процессе оказания медицинской помощи.
Приоритетные направления развития системы финансирования здравоохранения
Чтобы улучшить качество и доступность медицинской помощи, необходимо построить эффективную систему здравоохранения. В рамках модернизации отрасли могут быть реализованы мероприятия по следующим направлениям:
- обеспечение сбалансированности государственных гарантий в части предоставления гражданам бесплатной медицинской помощи. В настоящее время гарантированное государством право на получение медицинской помощи на бесплатной основе реализуется не в полной мере,
- совершенствование системы обязательного медицинского страхования. Недостаточное финансирование отечественного здравоохранения объясняется дефицитом финансовых ресурсов из-за недостаточных платежей в фонды медицинского страхования. Решением проблемы могли бы стать в дифференцированные взносы, зависящие от уровня дохода населения, а также учитывающие особенности социально-экономического развития региона,
- развитие добровольного медицинского страхования, дополняющего бесплатные формы обеспечения услугами в сфере здравоохранения,
- усиление контроля в вопросах развития платных медицинских услуг, оказываемых как коммерческими, так и некоммерческими организациями. Коммерциализация сферы здравоохранения в России делает обследование и лечение в медицинских учреждениях малодоступным для значительной части населения. Бесплатное медицинское обслуживание замещается платными услугами, что усиливает социальную дифференциацию и рост недовольства.