Сущность финансовой среды предпринимательства
Финансовая среда предпринимательства – это объединение субъектов хозяйства, действующее вне конкретного предприятия, но влияющее на его предпринимательскую деятельность и возможность получать доход (иными словами, это совокупность различных условий и факторов, которые влияют на результат предпринимательской деятельности).
Финансовая среда влияет на финансовое состояние предприятия и его эффективное функционирование на рынке как с отрицательной, так и с положительной стороны, создавая условия, в которых предприятию приходится работать.
Согласно теории стратегического менеджмента, стратегическая позиция предприятия выражается совокупностью окружающей среды, возможностями и стратегическим потенциалом организации.
Повышению эффективности работы предприятия, упрочнению позиции на рынке и улучшению его финансового состояния способствует выполнение запросов окружающей среды.
Финансовая среда предпринимательства не может исчезнуть, но может меняться в соответствии с изменением жизненного цикла предприятия.
Структура финансовой среды предпринимательства
Существует несколько классификаций финансовой среды предпринимательства:
- Микросреда и макросреда;
- Внешняя среда непрямого и непосредственного влияния и внутренняя среда.
Микросреда характеризуется микроуровнем, то есть ближайшим окружением предприятия – поставщиками, посредниками, клиентами, конкурентами, контактные аудитории. Контактные аудитории – все, кто проявляет интерес к деятельности организации и влияет на результат деятельности предприятия (финансовые круги, средства информации, государственные учреждения, гражданские, местные и внутренние группы действий, широкая публика).
Макросреда – характеризуется факторами макроуровня, оказывающими влияние как на конъюнктуру рынка в целом, так и на деятельность отдельного предприятия:
- Природные – недостаток сырья, подорожание энергии, загрязнение окружающей среды, использование природных ресурсов под надзором государства;
- Технические – развитие научно-технического процесса, использование новейших технологий в производстве;
- Политические – необходимость действовать в соответствии с нормативно-правовыми актами;
- Демографические – снижении рождаемости промышленно-развитых стран, рост количества служащих, повышение уровня образования;
- Культурные – развитие различных культурных ценностей и субкультур.
Внешняя среда непрямого влияния – факторы, влияющие на предприятие на макроуровне, например, финансовая политика государства.
Внешняя среда непосредственного влияния – факторы, влияющие на предприятие в результате его финансовых взаимоотношений с клиентами, поставщиками, финансовыми организациями.
Внутренняя финансовая среда – факторы, влияющие на выбор руководителями и специалистами финансовых отделов предприятия форм финансовой деятельности для получения максимально лучшего результата деятельности.
Понятие и виды предпринимательского риска
Предпринимательский риск – это риск неполучения результата и потери ресурсов, с которым сталкивается любая организация в условиях рыночной экономики.
Основные виды предпринимательского риска:
- Производственный – риск, связанный с факторами производства (брак, аварии в результате роста затрат, снижения объемов производства, ошибок персонала);
- Коммерческий/маркетинговый – риск неопределенности спроса в процессе реализации товара/услуг (отсутствие спроса при наличии товара или отсутствие товара при наличии спроса);
- Финансовый – риск, связанный с высоким соотношением собственных и заемных средств, повышением издержек, потерей прибыли (кредитный, процентный, валютный риски, риск упущенной выгоды);
- Систематический риск – действие факторов, общих для всех субъектов и инвестиций, определяющихся состоянием рынка (снижение деловой активности, введение квот и ограничений на хозяйственные операции, изменение процентов банков, налоговых ставок);
- Несистематический – действие факторов, возникающих в результате деятельности конкретного предприятия (снижение рентабельности продаж и капитала, низкий уровень маркетингового анализа и ценовой политики, ухудшение качества товара, понижение уровня ликвидности активов, рост дебиторской задолженности).
Существование риска тесно связано с таким понятием, как неопределенность.
Неопределенность – это состояние, когда результат действий тех или иных факторов на предприятие нельзя определить заранее, как и результат деятельности предприятия.
Факторы риска определяются в результате проведения анализа политической, экономической, финансово-кредитной политики, предприятия, страны, и мирового сообщества.
Этапы проведения анализа:
- Выявление факторов внешней и внутренней среды, которые ведут к увеличению или уменьшению конкретного вида риска;
- Анализ, оценка выявленных факторов;
- Оценка конкретного вида риска;
- Оценка ликвидности проекта;
- Определение максимально-допустимого уровня риска;
- Анализ операций по каждому уровню риска;
- Разработка мероприятий для снижения риска.
В условиях рыночной экономики выделяют следующие области риска для деятельности любой фирмы:
- Безрисковая область (совершая операции, фирма не рискует, не несет потери, получает прибыль;
- Область минимального риска (предприятие при осуществлении деятельности частично или полностью рискует прибылью);
- Область повышенного риска (наихудший сценарий – прибыль покроет все затраты, лучший – фирма получит прибыль значительно меньше предполагаемого уровня);
- Область критического риска (риск потери прибыль, неполучения выручки, возмещения затрат за свой счет – как результат, сокращение масштабов деятельности, потеря оборотных средств);
- Область катастрофического риска (риск банкротства, потери инвестиций).