Классификация доходов бюджета
Бюджетная классификация – это группировка бюджетных доходов, расходов и источников финансирования дефицита, которая используется в процессе составления и исполнения бюджета, формирования бюджетной отчетности, и служит для обеспечения сопоставимости показателей бюджетов.
Доходы федерального бюджета – это поступающие в федеральный бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.
По источнику доходы федерального бюджета могут быть разделены на три большие категории:
- налоговые доходы,
- неналоговые доходы,
- безвозмездные поступления.
В соответствии со ст.50 Бюджетного кодекса Российской Федерации, налоговые доходы федерального бюджета – это доходы от федеральных налогов и сборов, а также налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами.
В частности, к налоговым доходам относятся:
- налог на прибыль организаций,
- налог на добавленную стоимость,
- акцизы на спирт этиловый, спиртосодержащую продукцию, некоторые виды алкогольной продукции,
- акцизы на табачную продукцию,
- акциз на легковые автомобили и мотоциклы,
- акцизы на некоторые виды бензина и дизельное топливо,
- налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья,
- водный налог,
- некоторые государственные пошлины.
Неналоговыми доходами являются разнообразные доходы, к примеру:
- доходы от находящегося в собственности Российской Федерации имущества (с некоторыми исключениями),
- доходы от продажи находящегося в собственности Российской Федерации имущества,
- часть прибыли унитарных предприятий,
- лицензионные сборы,
- плата за негативное воздействие на окружающую среду,
- прибыль Центрального Банка после уплаты налогов,
- доходы от внешнеэкономической деятельности.
Доходы по регулярности могут быть разделены на закрепленные (собственные) и регулирующие. Закрепленные доходы поступают в бюджет на постоянной или долговременной основе, регулирующие поступают по нормативам, утвержденным на следующий финансовый год, с целью сбалансирования доходов и расходов.
Специфика отраслевой структуры российской экономики делает целесообразным деление доходов на нефтегазовые и ненефтегазовые. Особенностью нефтегазовых доходов является их сильная зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры, на которую государство не может влиять.
Классификация расходов бюджета
Расходы федерального бюджета могут быть классифицированы по различным основаниям.
По участию в общественном производстве (или по экономическим результатам) выделяют производственные и непроизводственные расходы. Производственными признаются расходы, увеличивающие имущественное достояние государства или укрепляющие экономические основы частного хозяйства. Непроизводственные расходы не дают ни одного из этих результатов, однако тоже не являются бесполезными.
По функциональному назначению в наиболее общем виде расходы бюджета могут быть разделены на расходы, направленные на реализацию внутренних функций государства, и расходы, связанные с внешними функциями государства. Более детализированное деление предлагается в бюджетной классификации. Приказ Минфина России от 1 июля 2013 г. N 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» содержит следующий перечень разделов расходов бюджетов:
- общегосударственные вопросы - расходы, связанные с управлением, включая содержание Президента, Правительства, законодательных органов государственной власти, судебной системы, обеспечение проведения выборов и референдумов и т.д. Затраты на деятельность органов государственной власти - это неотъемлемый элемент федерального бюджета. По сути, за эти деньги общество приобретает у государства общественные услуги такого плана, как гарантии правовопорядка и безопасности, гражданских свобод и прав, защита интересов во внешней политике, т.е. все, входящее в сферу вопросов общефедерального значения;
- национальная оборона - расходы на материально-техническое оснащение и вооружение, на содержание личного состава и пенсионное обеспечение военнослужащих с членами их семей, военные исследования и разработки, мобилизационную подготовку экономики. Большая часть военных расходов имеет непроизводительный характер;
- национальная безопасность и правоохранительная деятельность;
- национальная экономика - как общеэкономические вопросы, так и расходы по отраслям;
- здравоохранение;
- жилищно-коммунальное хозяйство;
- образование;
- культура, кинематография;
- социальная политика;
- охрана окружающей среды;
- обслуживание государственного и муниципального долга;
- средства массовой информации;
- физическая культура и спорт;
- межбюджетные трансферты.
Каждый раздел включает несколько подразделов.
По целевому назначению государственные расходы делятся на текущие и капитальные. С 1930-х экономисты считают такое деление чрезвычайно важным. Текущие расходы обеспечивают государственное потребление – например, функционирование бюджетных организаций и органов государственной власти и управления. Капитальные расходы направляются на приобретение вновь произведенных активов, являющихся частью валовых инвестиций в текущем периоде.
Помимо экономической и функциональной классификации, существует ведомственная классификация, определяемая уникальным образом для каждой страны (и даже для каждой территориальной единицы) в соответствии с организационной структурой органов исполнительной власти. Ведомственная классификация показывает средства, находящиеся в распоряжении конкретного министерства, департамента, комитета. В российской ведомственной классификации используется понятие главного распорядителя бюджетных средств. Ведомственную классификацию дополняют информацией в разрезе целевых статей и видов расходов.