Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Принципы организации и функционирования бюджетной системы в Российской Федерации

Все предметы / Финансы / Принципы организации и функционирования бюджетной системы в Российской Федерации
Определение 1

Принципы организации и функционирования бюджетной системы в Российской Федерации – это совокупность основополагающих положений, регулирующих порядок организации и функционирования фондов, обеспечивающих аккумулирование средств государства, его регионов и муниципальных образований для финансирования их нужд, связанных с реализацией функций государственного и муниципального управления.

Совокупность принципов организации и функционирования бюджетной системы России

Бюджетным кодексом Российской Федерации установлены основополагающие принципы организации и функционирования бюджетной системы России. К числу этих принципов относятся следующие:

  • принцип единства бюджетной системы страны;
  • принцип разграничения доходов и расходов, а также источников финансирования дефицита бюджетов;
  • принцип самостоятельности бюджетной системы и ее элементов;
  • принцип равных бюджетных прав регионов и муниципальных образований;
  • принцип полноты отражение доходов и расходов, а также источников финансирования дефицита бюджетов;
  • принцип сбалансированности бюджетной системы;
  • принцип эффективности расходования средств бюджетной системы;
  • принцип совокупного или общего покрытия бюджетных расходов;
  • принцип открытости или прозрачности бюджетной системы;
  • принцип достоверности бюджетов;
  • принцип целевого назначения и адресности бюджетных расходов;
  • принцип подведомственности бюджетных расходов;
  • принцип кассового единства.

Характеристика отдельных принципов организации и функционирования бюджетной системы

Каждый принцип организации и функционирования бюджетной системы России имеет определенную трактовку, закрепленную Бюджетным кодексом России. Так, принцип бюджетного единства подразумевает формирование единого поля для осуществления бюджетных процессов, принципиальных основ организации и функционирования бюджетной системы государства, бюджетной документации и отчетности, классификации бюджетной системы. Независимо от уровня формирования бюджета порядок его организация и функционирования сводится к единой основе.

Законодательство предусматривает необходимость разграничения доходов и расходов, а также источников, обеспечивающих финансирование бюджетного дефицита, между отдельными бюджетами и уровнями бюджетной системы сообразно полномочиям органов государственного управления, органов муниципального управления, органов управления внебюджетными фондами. Законодательство устанавливает прямой запрет на возможность наложения на физических и юридических лиц финансовых и иных обязательств, не предусмотренных законодательством, со стороны органов государственного и муниципального управления в отношении обеспечения их полномочий.

Готовые работы на аналогичную тему

Самостоятельность бюджетов проявляется в следующих принципиальных положениях:

  • во-первых, органы государственного и муниципального управления наделяются правом и обязанностью самостоятельного обеспечения сбалансированности бюджетов и эффективности использования их средств;
  • во-вторых, органы государственного и муниципального управления наделяются правом и обязанностью самостоятельного осуществления бюджетного процесса;
  • в-третьих, органы государственного и муниципального управлением наделяются правом самостоятельного установления налогов и сборов, зачисляемых в бюджеты бюджетной системы;
  • в-четвертых, органы государственного и муниципального управления наделяются правом самостоятельного определения форм и направлений бюджетных расходов;
  • в-пятых, недопустимость финансирования расходных обязательств за счет доходов, а также источников покрытия дефицита иных бюджетов бюджетной системы, финансирования расходов бюджетов за счет двух и более бюджетов;
  • в-шестых, органы государственного и муниципального управления наделяются правом самостоятельного предоставления средств финансирования расходных обязательств получателей только в форме межбюджетных трансфертов;
  • в-седьмых, недопустимость изменения бюджетного и налогового законодательства в течение финансового года;
  • в-восьмых, недопустимость изъятия средств, полученных за счет эффективного исполнения бюджета.

Все регионы и муниципальные образования наделяются равными правами в отношении исполнения расходных обязательств, формирования бюджетных доходов, определения порядка и формы предоставления трансфертов межбюджетного характера. В основе данных процессов находятся единые принципы и требования, устанавливаемые Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Законодательство устанавливает требования для обязательного и полного отражения доходов и расходов бюджетов, а также источников финансирования бюджетного дефицита в соответствующих бюджетах.

Между бюджетными доходами и бюджетными расходами должно обеспечиваться их соответствие. Сбалансированность бюджета преодолевается посредством источников финансирования бюджетного дефицита. Бюджетная система должна стремиться к минимизации дефицита бюджета.

Бюджетный процесс требует обеспечения эффективности использования бюджетных средств в соответствии с заданными результатами при минимальных расходах с максимальной результативностью.

Между бюджетными доходами и расходами не существует прямой взаимосвязи, бюджетные доходы должны обеспечивать совокупное покрытие бюджетных расходов. Исключения связаны с предоставлением субсидий и субвенций из других бюджетов, получением иностранных кредитов целевого характера, добровольных взносов, пожертвований и так далее.

Обеспечение открытости и прозрачности бюджетов требует обязательной публикации утвержденных проектов бюджетов, а также отчетов об их исполнении в средствах массовой информации, обеспечения доступности этих сведений, обязательной открытости бюджетных проектов, рассматриваемых законодательными органами власти, размещения соответствующей информации в системе интернет, обеспечения преемственности и стабильности бюджетной классификации. Наличие секретных статей допускается только в структуре федерального бюджета.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Инна Смирнова

Эксперт по предмету «Финансы» , преподавательский стаж — 15 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис