Общая характеристика диверсификации финансово-хозяйственной деятельности логистической компании
Диверсификация финансово-хозяйственной деятельности логистической компании - это комплекс мероприятий, направленных на переориентацию рынков сбыта, расширение перечня предлагаемых услуг и освоение новых направлений с целью повышения эффективности функционирования компании, улучшения получаемого экономического эффекта и предотвращения банкротства в сфере транспортировки, обработки и хранения грузов.
Задача поддержания финансово-хозяйственной деятельности на высокоэффективном уровне актуальна для любой организации. Не являются исключением и логистические компании. Для определения аспектов бизнеса, требующих совершенствования и изменения, требуется регулярно и систематически проводить оценку деятельности. Особенно важно это в условиях роста неопределенности внешней экономической среды.
Логистический рынок в современных российских условиях является динамично развивающимся экономическим сегментом. В транспортной отрасли около 95% времени товарооборота затрачивается на логистические операции. Это объясняет, почему в современных концепциях логистический бизнес рассматривается в качестве одного из факторов, определяющих конкурентоспособность компании. Со временем уровень конкуренции только увеличивается. Для логистических операций рынки сбыта трансформируются к индивидуальной модели от коллективной. Причиной служит нарастающая глобализация цепей поставки. Это объясняет, почему наибольшим развитием характеризуется интегрированная финансово-хозяйственная деятельность, осуществляемая логистическими компаниями. Необходимо отметить, что постепенно концепция логистической интеграции становится стратегически значимым ресурсом для любой компании. Этот подход увеличивает требования к работникам в части наличия специальных знаний, которые позволяют оценивать эффективность финансово-хозяйственной деятельности.
С точки зрения логистической системы эффективность финансово-хозяйственной деятельности должна опираться на ряд важных принципов:
Интегрированный поток процессов, в который входят следующие процессы:
- финансовые,
- товарные,
- информационные,
- вспомогательные - инновационные, кредитные, инвестиционные,
Четко поставленные цели ведения логистической деятельности. В рассматриваемом контексте цель заключается в том, чтобы получить высокие финансовые результаты в итоге проведения финансово-хозяйственных операций,
- Непрерывное проведение мониторинга интегрированного потока на протяжении всех стадий цепи поставок,
- Надёжность продвижения потоков процессов,
- Развитая логистическая инфраструктура,
- Координация совершаемых различными участниками действий в рамках интегрированного потока процессов,
- Оптимизация возникающих в ходе логистической интеграции статей издержек.
Преимущества использования интегрированной логистической концепции
Функциональный контур финансово-хозяйственной деятельности логистической компании формируется следующей совокупностью процессов:
- снабжение,
- сбыт,
- транспортировка,
- хранение запасов.
Если логистическая концепция применяется на практике, компания получает возможность поддерживать и обеспечивать в долгосрочной перспективе высокий уровень конкурентоспособности. В логистику входят разнообразные практические инструменты, методы и способы управления. Использование интегрированной логистической концепции способно дать современной компании следующие преимущества:
- дополнительно проработать совершаемые трансакционные издержки. Чем выше объем таких издержек, тем ниже общая себестоимость компании. Поэтому наращивание трансакционных издержек может расцениваться как преимущество,
- оптимизировать деятельность, связанную с деловыми коммуникациями. В первую очередь это касается вопросов выбора поставщиков для обеспечения эффективного управления запасами,
- нормировать материалы и другие виды сырья в целях поддержания конкурентоспособности,
- точно рассчитывать потребности организации в материалах и прочих видах запасов на основе нормативов расхода ресурсов,
- точно рассчитывать потребность компании в товарных запасах, необходимых для эффективной сбытовой деятельности,
- вычислять планируемые затраты на необходимые товарные запасы и материалы с учётом специфики ценообразования, выражающейся в снабженческих наценках, скидках, наценках за качество и т.д.,
- добиться обязательного соблюдения требований в вопросах непрерывного обеспечения производственной деятельности,
- проводить на систематической основе мониторинг условий поддержания финансово-хозяйственной деятельности в конкурентоспособном состоянии,
- синхронизировать различные режимы, возникающие в рамках цепи управления поставками,
- использовать дополнительные услуги, позволяющие эффективно генерировать интегрированный поток процессов.
Подходы к обоснованию диверсификации
В современных исследованиях можно выделить несколько ключевых подходов к обоснованию диверсификации:
- финансовый анализ, который состоит в изучении финансово-хозяйственной деятельности предприятия и принятии на основе полученных данных о финансовой стабильности решения об осуществлении диверсификации,
- анализ уровня выручки, позволяющий выделить наиболее популярные позиции, отследить отдачу от них и принять решение о диверсификации при падении этих показателей,
- маркетинговая оценка деятельности предприятия и сегмента, в котором оно ведёт эту деятельность. Этот подход может считаться комплексным, поскольку при его проведении осуществляется несколько этапов разноплановый оценки.
Кроме определения подходов к обоснованию диверсификации, дискуссионной является проблема оценки эффективности проводимой диверсификации. Можно указать следующие популярные методы:
- корреляционно-регрессионный анализ, базирующийся на статистических данных о результатах деятельности компании,
- детерминированные и статистические модели, позволяющие оценить вероятность банкротства,
- расчёт временных лагов. Этот метод исходит из того, что экономические процессы требуют затрат не только ресурсов, но и времени. При реализации каких-либо мероприятий эффект будет заметен не сразу,
- индекс энтропии, позволяющий оценить степень диверсифицированности фирмы,
- метод Горта, предполагающий расчёт группы показателей по основным видам деятельности организации.