Финансовый контроль – это завершающая стадия управления финансами в государстве, и то же время – необходимое условие эффективности управления ими.
Сущность финансового контроля
Необходимым элементом в любом обществе с товарно-денежными отношениями является финансовый контроль. В рыночных условиях хозяйствования государственная финансовая система функционирует и управляется в основном за счет норм финансового права.
Финансовый контроль – это неотъемлемая часть управленческой системы, некая форма обратной связи, с помощью которой управляющей системе поступает информация о положении дел в управляемой системе. В рамках финансового контроля проверяются выполненные управленческие решения, соблюдение нормативов и условий деятельности.
Финансовый контроль выступает механизмом обеспечения законности всех работ, связанных с финансами в органах исполнительной власти.
К основным задачам финансового контроля относятся:
- Проверка выполнения организациями и гражданами финансовых обязательств перед государственными органами;
- Проверка правильности использования денежных ресурсов, которых находятся в хозяйственном ведении или же оперативном управлении государственных или муниципальных предприятий;
- Проверка правильности совершения различных финансовых операций, расчетов денежными средствами, их хранения;
- Определение внутренних производственных резервов;
- Предупреждение и устранение при необходимости нарушений финансового порядка.
Контроль – это важный элемент в процессе государственного управления, способствующий реализации задач бюджетной системы страны.
Финансовый контроль обеспечивает:
- Правильность составления бюджета и его исполнения;
- Соблюдение бюджетного и налогового законодательства, грамотность ведения бухучета и отчетности;
- Целевое и эффективное использование государственных бюджетных средств, а также внебюджетных фондов;
- Определение резервов увеличения доходов бюджета и экономии ресурсов;
- Эффективное распределение фондов поддержки регионов и т.д.
Объект государственного финансового контроля – бюджетная система, которая представляет собой совокупность бюджетов разных уровней и внебюджетных фондов государства.
Органы государственного финансового контроля РФ
Согласно Бюджетному кодексу РФ и иным нормативно-законодательным актам, государственный финансовый контроль осуществляется законодательными органами власти, органами исполнительной власти, местного самоуправления.
Государственный финансовый контроль в РФ осуществляют следующие органы:
- Законодательные органы публичной власти;
- Законодательные органы субъектов страны;
- Министерство финансов РФ;
- Федеральная налоговая служба;
- Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;
- Федеральная служба страхового надзора;
- Федеральное казначейство;
- Центральный банк России;
- Финансовая служба по мониторингу финансов;
- Федеральная таможенная служба.
Рассмотрим подробнее каждый из перечисленных государственных органов.
К задачам законодательных органов публичной власти относится финансовый контроль в процессе законотворческой и управленческой деятельности, а также осуществление контроль через образуемые ими контролирующие органы. К таким органам относятся: Счетная палата РФ, контрольные палаты и др. Счетная палата контролирует использование федерального имущества и средств, исполнение бюджетов различных уровней, эффективность и результативность расходования средств государства и т.д.
Законодательные органы субъектов страны создают собственные региональные контрольно-счетные органы, которые контролируют исполнение региональных бюджетов.
Важнейшим органом финансового контроля на уровне государства в РФ Министерство финансов. К его функциям относится разработка и утверждение методологии и методического обеспечения финансового контроля. Минфин РФ руководит, координирует и контролирует входящие в его структуру органы.
Одним из таких органов является Федеральная налоговая служба, которая осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства, ведет учет налогоплательщиков, а также объектов налогообложения и т.д.
К функциям Федеральной службы финансово-бюджетного надзора относятся надзор и контроль в финансово-бюджетной сфере, в валютных отношениях.
Осуществление контрольно-надзорной деятельности на рынке страхования – это полномочия Федеральной службы страхового надзора.
Федеральное казначейство ведет учет бюджетных средств, осуществляет как предварительный, так и текущий контроль над операциями по счетам распорядителей и получателей средств из бюджета страны и т.д.
ЦБ РФ контролирует денежную массу в обращении и осуществляет банковский надзор в целом.
Федеральная служба по мониторингу финансов осуществляет контроль выполнения организациями и физлицами законодательства о противодействии теневым доходам.
Федеральная таможенная служба выполняет функции проведения контроля на таможне.
Планирование финансового контроля на государственном уровне
Планирование государственного финансового аудита хозяйствующих субъектов предусматривает:
- Сбор информации, т.е. получение основной информации об объекте контроля;
- Оценку, т.е. анализ полученных данных, формирование общего представления о требованиях к деятельности объекта аудита и т.д.
- План финансового аудита государственного уровня должен включать:
- Цели аудита, органы, его проводящие;
- Данные о деятельности субъекта проверки: цель деятельности, структуру объекта, численность сотрудников, показатели деятельности и т.д.;
- Факторы риска, т.е. обоснование предварительно выявленных факторов риска;
- Объемы аудита;
- График проведения аудита.