Особенности израильской модели смешанной экономики
Бюджетная система Израиля - это совокупность бюджетов государства Израиль, основанных на юридических нормах и экономических отношениях.
Экономика Израиля с самого момента его существования как государства могла быть охарактеризована как смешанная.
Смешанной называют экономическую систему, базирующуюся на сочетании общественного и частного предпринимательства, рыночного и государственного регулирования процессов хозяйствования и ориентированную на рыночное и социальное согласие участников воспроизводственного процесса.
Экономика смешанного типа отличается от плановой в первую очередь тем, что основная часть капитала в ней сосредоточена в частных руках. Поэтому большая часть национального дохода и занятых приходится на частный сектор. Государственный контроль в сфере частного предпринимательства не имеет тотального характера. Экономика движется в результате равнодействующей рыночного и государственного регулирования.
Израильская смешанная экономика не строилась по единому централизованному проекту. Она возникла как спонтанный ответ на сложный комплекс проблем, стоявших перед обществом. Можно сказать, что она создавалась самим ходом событий, самой жизнью.
Большинство индустриальных стран в ходе своего экономического развития прошло этап свободной рыночной конкуренции. Хозяйство Израиля пропустило эту фазу. В 1920-1930-е годы экономика Палестины характеризовалась ограниченной конкуренцией между частными производителями в связи с активным участием в хозяйственной жизни еврейских общественных организаций.
Особенности израильского экономического строя были обусловлены тем, что его двигателем и системообразующим элементом стали государство, общественные и квазигосударственные учреждения и организации. Соотношение между двумя регулирующими началами экономического развития - рынком и государством - на протяжении длительного периода формировалось здесь не в соответствии с классической схемой, а как будто в обратном порядке.
Вплоть до 1948 года контроль за перемещением в Израиль ключевых элементов производительных сил осуществляли:
- общественные организации, в первую очередь, профсоюзное объединение Гистадрут,
- национальные институты: Всемирная Сионистская организация, Еврейское агентство, Еврейский Национальный фонд.
После того, как официально было образовано государство Израиль, основные хозяйственные функции взяло на себя государство, но у упомянутых общественных институтов сохранились мощные рычаги экономического воздействия.
Израильское государство в экономике имело сильные позиции, обусловленные как масштабом внутренних задач, так и спецификой переселенческой страны. Всю свою историю Израиль поддерживает крайне высокий уровень обороноспособности, что также закладывает фундамент долговременного, широкого и устойчивого государственного вмешательства в экономические процессы.
Таким образом, израильская структура смешанной экономики является особенной: по удельному весу в ней доминирует частный сектор, но в то же время обширную предпринимательскую деятельность ведет государство, а также профсоюзы и другие общественные организации. Уровень обобществления услуг и производства, осуществляемых в формате государственной и кооперативно-профсоюзной собственности, в Израиле даже выше, чем у признанных лидеров этатизации:
- Австрии,
- Швеции,
- Франции.
Государство является крупнейшим землевладельцем. Непосредственно государственная предпринимательская деятельность преимущественно сконцентрирована в отраслях инфраструктуры и промышленности. Государственные компании имеют монопольное положение в горнодобывающей и военной промышленности, играют ключевую роль в водо- и электроснабжении, химии, на морском и воздушном транспорте.
Наиболее своеобразной частью израильского общественного уклада является профсоюзно-кооперативный сектор. Именно он выступал важнейшим инициатором экономического развития. Например, Всеобщая Федерация Трудящихся Израиля не ограничивает свою деятельность реализацией функций по регулированию трудовых отношений. Она активно ведет предпринимательскую деятельность, организует и финансирует здравоохранение и образование.
Разнообразные формы общественной организации хозяйства, характеризующиеся сложной системой взаимопроникновения и взаимоотношений между тремя экономическими секторами, функционируют в рамках израильской смешанной экономики благодаря сильной экономической позиции государства и традиционной системе диалога и социального партнерства. Социально-экономическая модель здесь базируется на корпоративизме.
Специфика израильской бюджетной системы
В соответствии с основным Законом о государственном хозяйстве, государственный бюджет Израиля строится по следующим принципам:
- утверждение государственного бюджета производится законом,
- бюджет формируется на один год,
- в бюджет включаются все запланированные и ожидаемые государственные расходы,
- законопроект о бюджете представляется правительством на обсуждение Кнессета не позднее, чем за 60 дней до начала бюджетного года. Конкретный срок устанавливается Кнессетом или Комиссией Кнессета,
- в законопроекте о бюджете содержатся детальные разъяснения,
- бюджет Министерства безопасности обсуждается не Кнессетом, а совместной комиссией, включающей представителей Комиссии по иностранным делам и безопасности и Финансовой комиссии,
- в качестве приложения к законопроекту о бюджете выступают разъяснения по ожидаемым источникам финансирования. Источники финансирования бюджетных расходов: прямые налоги (такие как подоходный налог, налог на прибыль и т.д.), косвенные налоги (налог на добавочную стоимость, налог с продаж и т.д.), сборы и пошлины, внутренние и международные кредиты, субсидии (поддержка США) и доходы от приватизации (продажа государственных компаний и банков),
- правительство представляет не только годовой законопроект бюджета, но и бюджетную программу на следующие два года. Каждый подаваемый правительством законопроект о бюджете должен базироваться на предшествующих долгосрочных бюджетных проектах.