Образование государства Израиль и первые годы его независимости
Важнейшей целью руководства еврейской общины в начале 1920-х годов было создание так называемого «государства в пути», т.е. формирование независимых органов власти. Эти структуры, действуя на правах общественно-политической организации, реально управляли делами ишува (еврейской общины).
Аналогичная ситуация наблюдалась в экономической сфере, где ставилась задача образования автономной, жизнеспособной экономики с централизованным управлением. Чтобы провести данные преобразования был организован «Гистадрут», который по своей сути являлся профсоюзным объединением и занимался многими вопросами. Под эгидой «Гистадрута» был создан крупнейший банк Палестины, а также фонд финансирования крупных индустриальных и аграрных проектов и др.
События Второй мировой войны, которые негативно сказались на европейском еврействе, благоприятно повлияли на экономическое положение Палестины, в результате чего еврейский ишув стал крупнейшим поставщиком для британских воинских частей, располагающихся в ближневосточной и африканской части.
На момент провозглашения независимости страна имела основу современной и нормально функционирующей экономики. Она послужила отправной точкой для развития в дальнейшем.
На состояние экономики Израиля в первые годы независимости оказывали влияние следующие факторы:
- Огромная доля государственного бюджета уходила на оборонные нужды;
- Критическая зависимость страны от внешних источников финансовых ресурсов;
- Валютный дефицит и увеличение внешнего долга;
- Бюджетный дефицит и высокий уровень инфляции;
- Большая доля занятых в сфере услуг (более 50%);
- Деловой сектор зависел от решений правительства административно-политического характера.
Интенсивно развивалась хозяйственная деятельность, о чем свидетельствовал быстрый рост ВНП.
Причины и последствия кризиса 1983 года
Серьезный кризис финансовой системы Израиля, называемый банковским, произошел в 1983 году, когда крупнейшие банки были национализированы, а стоимость государственных инвестиций в банковские акции снизилась.
Возникновение кризиса связывается с преднамеренными действиями многих крупных банков, направленными на регулирование цен своих акций, при этом обеспечивая непрерывный и устойчивый рост цен на акции, а также предотвращение существенного снижения или полную заморозку уровня цен. Банками выкупались собственные акции, что создавало мнимое существование постоянного спроса, тем самым искусственно поддерживая стоимость акций. В таких манипуляциях банки задействовали деньги вкладчиков и инвесторов, которые приобретали акции, считая это «солидным вложением».
Как следует из отчета Бейского, данный процесс начался до 1970-х годов, когда банк Аполим создавал искусственный спрос на свои акции.
В 1983 году все вкладчики перестали доверять банкам, поэтому начали продавать акции и вкладывать полученные средства в иностранную валюту.
Уже в октябре 1983 года банки не располагали достаточным количеством капитала для выкупа акций и поддержки цен. Таким образом, цены на банковские акции рухнули. На восемнадцать дней приостановила свою работу Тель-Авивская фондовая биржа. В результате государство национализировало банки.
Ущерб от кризиса 1983 года в Израиле оценивается в 10 млрд. долл. Чтобы выяснить причину кризиса, была создана комиссия, главой которой стал судья Моше Бейски. Виновными были признаны главы банков, а также пять бухгалтеров, которых осудили на различные сроки.
С 1983 года начала расти инфляции, в 1984 году она составляла 445%, а в 1985 году чуть ли не достигла четырехзначного значения. Для нормализации экономики была разработана программа чрезвычайной стабилизации, которая проводилась в сотрудничестве с Объединением предпринимателей и Гистадрутом. Благодаря данной программе удалось снизить уровень инфляции до 21% в 1989 году.
Экономическая стабилизация после кризиса
Осенью 1984 года руководство Израилем осуществляло правительство национального единства во главе с Шимоном Пересом, пост министра финансов занимал Ицхак Модаи. Как уже было сказано, в 1985 году стали предприниматься меры по экономической стабилизации. Целью программы были:
- Борьба с инфляцией;
- Сокращение дефицита бюджета.
- Программа стабилизации экономики включала следующие основные пункты:
- Радикальное сокращение статей расходов бюджета;
- Снижение реальной заработной платы для сокращения спроса на внутренних рынках и повышения конкурентоспособности экспорта Израиля, а также для снижения уровня безработицы;
- Существенная девальвация национальной валюты (шекеля) по отношению к доллару, удержание неизменного обменного курса как можно дольше;
- Замораживание цен на некоторое время.
Проведение реформы сопровождалось поддержкой со стороны общественности, делового сектора и профсоюзов, поскольку все понимали необходимость остановки инфляции.
Правительство отменило принятое ранее решение о массовом увольнении государственных служащих, а профсоюзы согласились со значительным снижением заработных плат в общественном секторе.
Уже в конце 1985 года ключевые цели стабилизационной программы были достигнуты, а именно:
- Уровень инфляции снизился до 20%;
- Уменьшился бюджетный дефицит.
Также успеху экономики Израиля способствовали и внешние факторы:
- Существенное снижение цен на нефть во всем мире;
- Грант, предоставленный США, сумма которого составляла 1,5 млрд. долл.
В 1986 году в Израиле вводится новая денежная единица, сменившая шекель, – новый израильский шекель. Обменный курс равнялся 1000:1.
При том, что некоторые экономические показатели улучшились, основная стратегическая задача не разрешилась – рост экономики оставался на уровне 1965-1967 годов.