Общие сведения о бюджетировании
Бюджетирование - это совокупность мероприятий, осуществляемых в рамках планирования бюджетного процесса и заключающихся в планировании и разработке бюджетов для оптимизации распределения во времени ресурсов, принадлежащих хозяйствующему субъекту.
Все руководители понимают, что планирование необходимо для достижения эффективности деятельности организации, однако не все знают, как нужно вести бюджет. Планирование доходов и расходов, безусловно, приносит пользу, но на практике далеко не всегда удается учесть всё. И если планы нарушаются под действием различных факторов, приходится перераспределять ресурсы
Для оптимизации процессов планирования можно использовать три бюджетных формы:
- бюджет доходов и расходов,
- бюджет движения денежных средств,
- бюджет по балансовому листу.
В целом бюджетирование является важнейшим элементом управления бизнесом. В составе бюджетирования выделяются следующие компоненты:
- планирование деятельности,
- осуществления текущего контроля за исполнением планов,
- анализ достигнутых результатов.
В той или иной форме бюджетирование осуществляет любой предприниматель, даже если он не знает этого термина. Еще только планируя открыть своё дело, предприниматель обязательно проводит оценку будущих доходов и расходов, составляет набросок бизнес-плана, прикидывает стартовые вложения и продумывает перспективы развития бизнеса в первый год - это и есть упрощенный бюджет.
Без бюджетирования управление будет неполноценным. Практически невозможно представить работу с прибылью без четкого понимания возникающих доходов и расходов, постоянного осуществления контроля деятельности предприятия. В качестве примера проблем, связанных с отсутствием планирования, можно привести бесконтрольное расходование денежных средств, которые предприятие получило в форме аванса. Ярче всего это проявляется в бизнесе, имеющим выраженную сезонность. На пике сезона предприятие получает крупные поступления, и, если руководитель примет решение потратить все деньги, в период спада финансовое состояние станет неустойчивым. Во время спада продажи падают, а постоянные затраты не изменяются. В итоге предприятию нечем платить по постоянным платежам, ведь на нём не был создан резерв. Соответственно, возникает задолженность, которая может привести к банкротству.
Если руководитель контролирует не только остатки на банковских счетах, но и формируемую прибыль, то он понимает, что сумма прибыли не столь велика, как поступающие авансы. Учитывая, что в перспективе ожидается снижение прибыли, он резервирует часть средств на низкий сезон.
Благодаря бюджетированию руководитель или сам предприниматель в любой момент может оценить:
- какие ожидаются объемы отгрузки продукции и поступление денег в ближайшем периоде,
- на какую прибыль можно рассчитывать в этом периоде, есть ли возможность выводить деньги из бизнеса,
- какие долги перед бюджетом и поставщиками необходимо погасить,
- уместно ли брать новые кредиты.
Корректно настроенная система бюджетирования позволяет найти ответы не только на эти вопросы, но и контролировать текущие и будущие параметры бизнеса.
Существует ошибочное мнение, что в бюджетировании нуждается только средний и крупный бизнес. На самом деле, экономические законы едины для всех. Если бизнес ведется без планирования, его неминуемо ждет крах.
Основные формы бюджетов
Рассмотрим основные формы бюджетов:
- Бюджет движения денежных средств содержит информацию о расходах и поступлениях по кассе и расчетным счетам. Бюджет движения денежных средств учитывает информацию об ожидаемых авансах и отсрочках платежей. Благодаря этому он позволяет вовремя спрогнозировать и предотвратить возникновение кассовых разрывов - ситуаций, когда компания не имеет средств на осуществление текущих выплат. Бюджет движения денежных средств помогает определить необходимую сумму заемных средств, чтобы не переплачивать по процентам. В бюджете движения денежных средств выделяется доходная и расходная часть. В рамках доходной части производится деление по видам выручки в соответствии с направлениями деятельности. В каждом направлении выделяются доходы по группам продукции или даже по отдельным позициям. Если у бизнеса много направлений, в самом бюджете данные представляются укрупненно, расшифровки выносят в приложении. Статьи затрат в расходной части определяются видом бизнеса. Например, это может быть зарплата, закупка сырья или товаров, налоги. Внесение данных в бюджет движения денежных средств производится по оплате, то есть по моменту фактического поступления или расходования денежных средств. Бюджет движения денежных средств служит для обеспечения сбалансированности поступлений и расходов. Бюджетный остаток не должен быть отрицательным,
- Бюджет доходов и расходов показывает все доходы и расходы, служит для планирования прибыли и оценки доходности бизнеса. Этот бюджет позволяет предпринимателю решить, продолжать бизнес или переключиться на новое направление. Отличием бюджета доходов и расходов является то, что в него данные заносятся по начислению, то есть по моменту отгрузки продукции или списания затрат,
Бюджет по балансовому листу, или прогнозный баланс. Этот бюджет служит для планирования активов и пассивов; определения доступных компании ресурсов и направлений их максимально эффективного использования. В бюджете по балансовому листу выделяются две части:
- активы, то есть ресурсы, используемые для получения прибыли. В составе активов выделяются основные средства, запасы, дебиторская задолженность, денежные средства на счетах и в кассе,
- пассивы, или источники финансирования активов. К пассивам относятся вклады учредителей, нераспределенная накопленная прибыль, заемные средства (включая банковские кредиты), кредиторская задолженность.
Общая сумма активов и пассивов должна быть одинаковой, поскольку каждый ресурс финансируется из какого-либо источника.