Биография Жака Маритена
Неотомизм – это философское течение в католицизме 1879-1962 годов, является христианской адаптацией философии Аристотеля.
Жак Маритен – французский философ и теолог, основатель и виднейший представитель неотомизма. Профессор Принстона. Воспитывался Маритен в протестантизме, юность провел в нравственных и интеллектуальных исканиях, которые связаны с неудовлетворенностью состоянием философии в период его жизни, а также с ощущением кризиса европейской цивилизации. Выход он нашел в принятии католичества.
В 1901 году в Сорбонне Маритен познакомился с эмигранткой-еврейкой из Ростова, поэтессой Раисой Уманцевой. В 1904 году они поженились. Жак Маритен получил протестантское воспитание и изучал в университете биологию, а в 1906 году Жак Маритен со своей женой приняли католичество.
Занимался преподавательской деятельностью во Франции и США.
Маритен стремился аутентичному и актуализирующему прочтению трудов Фомы Аквинского, но его мысль была принципиально открытой для диалога с различными философскими системами и современными гуманитарными науками, к которым относили антропологию, психологию и социологию, биологию.
Основой метафизики Маритена является понятие бытия как бытия. Мироздание, в соответствии с Маритеном, строиться из нескольких единичных конкретных бытийствующих вещей, которые в качестве причины имеют высшее бытие – бога. Таким образом выстраивается мир объектов. Томистская теория познания, основным принципом которой является утверждение, что истина следует бытию вещей, не останавливается на этом этапе.
Чувственное познание дает человеку возможность воспринимать вещи как сущие, несмотря на то, что при этом не происходит понимание самого «акта существования». Постижение посредством интеллекта бытия вещей – необходимо, чтобы достичь совершенную степень бытия. Доступом к понятию бытия обеспечивается погруженность субъекта в бытие, благодаря чему может осознаваться первичная неделимость акта существования и того, что реально существует.
Научная деятельность Маритена
Свою основную задачу Жак Маритен видел в интеграции современной философии в идеи св. Фомы Аквинского. В своих многочисленных книгах и лекциях Мритен выступал в защиту католичества от влияния огромного числа модернизаторов и обновителей веры, так как считал, что необходимо интегрировать прогресс и традицию в рамках строгих католических традиций. Любую современную проблему можно решить, использовав христианские средства. Помимо того, у Маритена есть работы, посвященные эстетике и политике.
Интегральный гуманизм
Социальные идеи Жака Маритена направлялись на решение современных проблем в христианском направлении. Маритен видел выход из кризисной ситуации в свою эпоху в утверждении персоналистической демократии, теоцентрического гуманизма, христианизации всех областей духовной культуры и экуменическом сближении религий.
В своей работе «Сумерки цивилизации» Маритен описал становление идей гуманизма, а также ошибки, которые приводят к их вырождению.
Он понимал гуманизм в качестве развития всех возможностей человека, раскрытия его первоначального величия.
Однако, начиная с Античности, гуманизм характеризуется пороком замыкания человека на самом себе. Именно в изоляции человеческой природы от Высшего создания, по Маритену, и копятся проблемы современного человеческого общества. При отсутствии Бога, человек теряет свою душу, а это в свою очередь вызывает формирование теорий отчаяния и абсурда, которые характерны для философии Ницше или экзистенциализма.
Две крайности представляет марксизм, который полностью замкнулся в своем рационализма, а также христианский гуманизм, которым разум изолирован на поиски «Града человека-бога вместо того, чтобы обратиться и идеалу Града личности, сотворенной по образу и подобию Бога».
Маритен связывал духовное преобразование и обновление цивилизации с выдвигаемым им проектом интегрального гуманизма, которые преодолевает отпадение человека от Бога посредством восстановления трансцендентных оснований жизни людей. В такой новой цивилизации христианская вера находится в сочетании с секулятивными институтами.
Источник суверинитета для государства – Бог, а главные цели государства – социальные. Христианские идеалы должны быть каноном для социальной политики государства. В таком случае христианско-инспирированная демократия не даст повода религии контролировать на самом высоком уровне отношения индивидов, а человеческая свобода получит развитие
Фашизмом и коммунизмом такого рода свобода искореняется, а либерализм, которым поощряется эгоизм и индивидуализм, противоречит нормам христианства. Интегральным гуманизмом человек рассматривается в качестве единства божественного и человеческого начал. Маритен, в отличие от марксистского гуманизма, не считал свою концепцию утопичной. Социалистическим гуманизмом абсолютизируется коллективное начало, либеральным – индивидуальное, а интегральный гуманизм придерживается золотой середины, сочетая в себе обновление и сохранение традиционных ценностей.
Соблюдение трех основных принципов интегрального гуманизма:
- утверждение ценностей личности;
- совместное существование людей в стремлении к общественному благу;
- христианско-теистическая направленность, ведущая к экуменическому сближению верующих.
С позиций Маритена это вызывает существование общества, котором наиболее полно раскрываются личностные способности, а также будет воплощена свобода человека.
Маритен всегда оставался верен себе и основным онтологическим положениям Фомы Аквинского, стремясь применять их к решению современных проблем.
Маритен отличал личность человека от его индивидуальности и считал, что личность более онтологически значима, по сравнению с какими-либо социально-политическими образованиями, из-за наличия в ней души, причастной к высшему бытию.